Скоро наступят очень радостные и важные дни, которые занимают особое место в жизни каждого из нас, наших друзей и семьи. Но работа никуда не денется. Работать как белка в колесе накануне праздников очень тяжело — после этого не хочется даже праздновать. С другой стороны, бросать всё и погружаться в праздничную эйфорию тоже не лучший вариант.
К тому же возникает ещё один вопрос: как вернуться к рабочему ритму после длительных выходных? Как сохранить продуктивность в январе и выжить после насыщенного декабря? В этой статье собраны полезные советы и лайфхаки по тайм-менеджменту для периода праздников.
🔄 ПЛАНИРОВАНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Планирование важно всегда, но в праздничный период оно становится жизненно необходимым:
- создайте ЧЁТКИЙ список задач на декабрь-январь;
Например, завершение отчётности или подготовка к дедлайнам — это обязательные задачи, в то время как организация папок в файлах, рефакторинг тест-кейсов может подождать.
- используйте календарь (запланируйте важные даты, такие как дедлайны проектов или встречи, в своём календаре). Это поможет избежать паники в последний момент, когда пора бежать покупать подарки или размораживать утку, а вы ещё исправляете баги в продакшене.
🌬️ УСТАНОВИТЕ ПРИОРИТЕТЫ
Перфекционисты, напоминаю: не все задачи одинаково важны. В период праздников следует сконцентрироваться на важнейших делах:
- используйте простой метод «важно/срочно». Разделите задачи на 4 категории (важные и срочные, важные, но не срочные, неважные, но срочные, и не важные и несрочные);
Например, «проверка релиза перед праздниками» — точно попадёт в категорию 1 — важное и срочное, а «обновление аватара в рабочем чате» — нет.
- отказывайтесь от лишних дел (не бойтесь отказываться от дополнительных обязанностей, если они мешают вашей продуктивности или планам на праздники). Ваше здоровье и спокойствие важнее дополнительной митинг-сессии во время корпоратива.
🌐 АВТОМАТИЗИРУЙТЕ И ОПТИМИЗИРУЙТЕ ВСЁ, ЧТО МОЖНО
В праздничной суете время — на вес золота. Автоматизация поможет сэкономить драгоценные минуты, которые лучше потратить на отдых с семьёй или выбор вкуснейших мандаринов:
- автоматизируйте повторяющиеся задачи (создайте шаблоны писем или текста для стандартных запросов);
Например, о наличии документов, о статусах задач, об отчётности, уточнении деталей проекта, которые вы используете ежедневно. Можно ли, например, использовать инструменты для автоматизации в проектах, например, в Jira можно автоматически создавать задачи сразу с заготовленным шаблоном.
- используйте инструменты (тайм-трекеры, планировщики Trello, Todoist всегда приходят на помощь в суматохе, чтобы ничего не забыть). Классика, но действенная;
- программируйте напоминания на телефоне (установите напоминания о важных делах, таких как «заказать подарки», «отправить письмо» или «позвонить родственникам»). Это позволит избежать забывания важных моментов.
🌟 УСТАНОВИТЕ ЧЁТКИЕ РАБОЧИЕ ГРАНИЦЫ
Это праздники! Прежде всего они об отдыхе, семье и друзьях, и это не просто так! Необходимо сохранять баланс между работой и личной жизнью:
- установите чёткий рабочий график (определите, когда работаете, а когда отдыхаете, и максимально соблюдайте это);
Например, задачи типа «создание презентации для предстоящей демо-сессии, которая будет в феврале» могут подождать до будних дней.
- не забывайте о коллегах (сообщите коллегам о своём графике и доступности во время праздников). Это позволит избежать недоразумений, когда PM напишет об отчёте по тестированию, а вы находитесь в Сходнице на ярмарке. Также подготовьте все необходимые материалы заранее, чтобы команда могла продолжать работать без задержек во время вашего отсутствия.
🌌 ОСТАВАЙТЕСЬ ГИБКИМИ
Праздничный сезон — это всегда хаос. Даже в «идеально спланированном мире» что-то может пойти не так:
- будьте морально готовы к переменам (изменения в планах неизбежны, особенно во время праздничного хаоса, когда рядом родные). У всех свои заботы вроде «что надеть» или «где взять ещё оливье». Всё это может выбить из колеи и испортить настроение. Поэтому важно быть гибкими и готовыми адаптировать свои планы в соответствии с обстоятельствами. И здесь мы возвращаемся к нашему п. 1:)
🍎 КАК ВЕРНУТЬСЯ К РАБОТЕ ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ
Многие из нас допускают ошибку, думая: «Вот я сейчас приду — буду супер продуктивным — наведу порядок». Но возвращение к работе после праздничных выходных может оказаться сложным. Проблема состоит не только в оптимистическом настроении, но и в нереалистичных ожиданиях суперэффективности. Какая ещё суперэффективность, если мысли всё ещё бродят где-нибудь в чанах Карпат? Такие завышенные ожидания часто приводят к прокрастинации.
- начните с лёгких задач (выполните несколько простых дел, чтобы почувствовать продуктивность). Уборка почтового ящика или обновление статуса — это хороший старт. И потихоньку набирайте обороты. Не требуйте от себя сразу браться за тестирование всех микросервисов проекта и требовать закончить это сегодня до обеда;
- зарезервируйте время для адаптации (первые дни после праздников используйте для «раскачки» — разбирайте почту, делайте «кофейные перерывы», обсуждайте статусы задач с командой и т. п.).
🏊️ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ОТДЫХЕ
Праздники — это не только о беготне и дедлайнах, но и об отдыхе и перезагрузке. Восстановление сил помогает избежать выгорания и повышает эффективность работы после праздников. Так что не пренебрегайте возможностью отдохнуть:
- проводите время с близкими (не забывайте выделять время для общения с семьёй и друзьями). Это поможет вам восстановить энергию и снизить стресс. Когда вы последний раз виделись с другом, которому всегда «некогда»?
- занимайтесь спортом (физическая активность — отличный способ снять напряжение и улучшить настроение). Старайтесь включать физические упражнения в расписание даже во время праздников. Короткая утренняя разминка поможет компенсировать последствия новогодних «зажоров» оливье и других праздничных вкусностей.
🤖 ЛАЙФХАКИ ИЗ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА НА ПЕРИОД ПРАЗДНИКОВ
- техника Pomodoro — проста и эффективна (работайте по 25 минут, а затем делайте 5-минутный перерыв). Это поможет поддерживать концентрацию и избегать выгорания;
- техника «Time Blocking (для всех рабочих задач определите конкретное время, когда вы их выполняете и не допускайте отклонений от этого графика);
Например, с 9:00 до 11:00 — работа над важными задачами, с 11:00 до 12:00 — ответы на электронные письма, после обеда — проверка результатов и т. д.
- установите ограничения для проверки соцсетей и электронной почты (во время праздничного периода ограничьте доступ к соцсетям или проверку почты, чтобы не отрываться от более важных задач и не тратить на это лишнее время);
- вознаграждайте себя за достижения (выполнив задание, позвольте себе просмотр фильма или вкусный десерт:)
ВЫВОД
Сочетание праздников и работы может быть сложной задачей, но с правильным подходом и планировкой вы сможете сохранить продуктивность и наслаждаться праздничными моментами.
Используйте эти лайфхаки для тайм-менеджмента, чтобы сделать свой декабрь менее стрессовым, а январь — более приятным!