За 7 лет работы в IT мне не раз приходилось работать удаленно. Мой рекорд — 8 месяцев, на протяжении которых я проходил все этапы принятия работы вне офиса.
Первое время многим работникам удаленного труда даже нравится такой формат, но эта эйфория обычно длится не долго. Через какое-то время всплывает множество трудностей с организацией своего времени и концентрацией, построением эффективной коммуникации с коллегами, банальным дефицитом живого общения и множество других.
Для адаптации к новым условиям от вас потребуется применение коммуникативных навыков, чтобы правильно выстроить работу с командой, и немного волевых качеств, чтобы организовать самого себя.
Плюсы удаленной работы
- Вам больше не нужно преодолевать путь на работу и обратно. Кому-то это сэкономит час, а кому-то все три часа жизни ежедневно.
- У вас есть возможность работать, не выходя из зоны своего комфорта: ни один человек не сможет чувствовать себя также раскрепощенно в офисе, как у себя дома. В общем, заботиться о своем внешнем виде вам придется только во время видеозвонков.
- Многие переживают, что будут отвлекаться дома больше, чем в офисе. Это не совсем так. 8-ми часовой рабочий день — это миф. Продуктивная работа занимает у вас 4-6 часов в день, а остальное время в офисе вы прокрастинируете и отвлекаетесь. Дома вы будете делать тоже самое, но вместо бесцельного наматывания кругов вокруг кулера, вы сможете уделить время своему хобби, детям, послушать подкаст, позаниматься йогой или просто полежать.
Сложности работы из дома
- Дом часто ассоциируется с отдыхом и неформальной обстановкой, в то время как офис — место концентрации и продуктивности. Для того, чтобы не начать размеренным шагом слоняться по коридорам вашего жилища вам потребуется определенный уровень самоконтроля. Чтобы избежать такого стирания границ между работой и отдыхом, проведите зонирование жилой площади и организуйте себе рабочее место, похожее на офисное.
- Отсутствие планирования и разделения собственного времени. Когда вы работаете в офисе, вы более четко проводите грань между личным и рабочим временем. Во время удаленной работы, эти границы стираются и ведь ваш день превращается в затяжную череду рабоче-житейских задач. Часто случается так: вы просыпаетесь за 5 минут до рабочего дня, пропускаете свою утреннюю рутину и сразу принимаетесь за работу. Затем обедаете, работая, и, работая, занимаетесь чем-то еще из домашних дел. Вечером можете заработаться допоздна и отложить свои жизненные задачи на завтра. А завтра вы их уже будете решать параллельно с работой. Чтобы избежать такого каламбура, постарайтесь сохранить прежний распорядок дня и привычки. Сегментируйте свое время и дорожите им.
Построение отношений с коллегами и организация рабочего процесса
Один из самых ценных выводов, к которым я пришел за свою карьеру, человеческие взаимоотношения и коммуникация — это основополагающий фактор любой преуспевающей компании. К сожалению, в условиях удаленной работы именно с ним и возникают трудности. Я бы хотел поделиться своим опытом преодоления этих коммуникационных барьеров и практиками, которые помогут вам нивелировать влияние отсутствия личного контакта с коллегами.
Спойлер: вам очень пригодятся ваши Soft skills. Если это не ваша сильная сторона — настало время над этим поработать.
Не пренебрегайте групповыми звонками
В условиях удаленной работы очень важно оставаться на связи с коллегами и ощущать свою принадлежность к определенной группе людей. Обязательно организовывайте дейли митинги онлайн, чтобы синхронизироваться и действовать сообща. Иначе может возникнуть ситуация, когда никто до конца не понимает, где чья зона ответственности и кто чем занимается.
Общайтесь с коллегами по видеосвязи
Я бы не рекомендовал все вопросы решать в переписке по двум причинам:
- Это займет куда больше времени
- Это еще больше обезличивает вас для ваших коллег (и наоборот)
Куда лучше хотя бы раз в день созваниваться и иметь личный контакт с людьми, с которыми работаешь. Это позволит не только оперативно решать рабочие задачи, но и сохранит человеческие отношения между вами.
Не пренебрегайте неформальным общением
Не стоит начинать первый за день разговор с человеком сразу с рабочих моментов. Уделите пару минут своего времени элементарному small talk, поинтересуйтесь, как у него дела и проявите участие в его жизни.
Проявляйте доброжелательность в переписках
Основная проблема переписок заключается в их холодности. Поскольку мы не видим мимики собеседника и не слышим его интонации, трудно уловить его настроение. Если ваше сообщение сформулировано формально и емко, то в условиях реального контакта его могло смягчить множество факторов. В сети оно скорее всего будет воспринято в штыки и расценено как грубое. Не забывайте про этот нюанс и заботьтесь не только о содержании, но и о форме. Ну и, в свою очередь, не воспринимайте чужие слова в штыки и допускайте мысль, что холод, которым веет от сообщения вашего коллеги не более, чем самовнушение.
Хорошая переписка — это короткая переписка
Если уж ведете переписку, не «размазывайте» свою мысль на пару десятков сообщений. Четко и емко формулируйте свои мысли, излагайте их последовательно и не злоупотребляйте символами. Лучше одно емкое письмо, чем 10 элементов пазла, которые кому-то придется потом собирать.
Хотел бы напомнить вам о том, что любая ситуация, которая вызывает у вас дискомфорт просто требует адаптации. Если во время работы удаленно вы испытываете неудобства, важно не опускать руки и заключать: «это не для меня», а искать решения. Старайтесь быть организованным и последовательным человеком. Прекратите мешать работу с личной жизнью, кровать с рабочим местом и грешное с праведным. Чаще улыбайтесь коллегам по видеосвязи и меньше докучайте им своими хаотичными сообщениями. Берегите свое здоровье (эмоциональное и физическое) и не переставайте меняться к лучшему.