Покупай курс в сентябре → выиграй новый IPhone 17

Покупай курс в сентябре →→→→→→→→ выиграй новый IPhone 17

Становись счастливым обладателем новенького гаджета iPhone 17! Ведь мы разыграем его среди всех, кто купит с 1 по 30 сентября включительно любой курс.

Больше курсов, больше шансов на выигрыш.

Почему для менеджера проектов Soft skills не менее важны, чем Hard skills

Почему для менеджера проектов Soft skills не менее важны, чем Hard skills

  • 1 декабря, 2022
  • читать 5 мин
Лиана Солкарян
Лиана Солкарян Senior Project Manager в NDA, Преподаватель Компьютерной школы Hillel.

Я много лет работаю в сфере IT, и, как PM, я активно принимаю участие в проведении интервью различных специалистов: как технических, так и нетехнических.

Не так давно в моей нынешней компании я проводила собеседование проектных менеджеров. Я обратила внимание, что, выбирая подходящего сотрудника, мы не можем полагаться только на профессиональные знания кандидатов. И, как пишут в известной книге «The No Asshole Rule», в работе важны не только профессиональные навыки, но и личные, гибкие качества сотрудников.

Для начала давайте рассмотрим, что такое Soft и Hard skills.

Soft skills — их еще называют «гибкие» или «мягкие» навыки — представляют собой комплекс важных для карьеры компетенций, которые не относятся к профессиональным знаниям и не зависят от специфики работы.

В отличие от Soft skills, Hard skills (англ. «жесткие») — это профессиональные навыки, которым можно научиться и измерить. Для освоения Hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество и уровень можно проверить с помощью экзамена.

В современном мире IT специалисты обладают навыками, которые делятся на две категории: Hard skills (профессиональные, технические) и Soft skills (личностные, социальные, межкультурные, психологические).

И, если с первыми все хорошо понятно, их можно назвать, выделить, охарактеризовать и даже измерить свои успехи по каким-то критериям, то с другими все сложнее. Трудно выявить уровень личных качеств и межличностных отношений, но при этом они влияют на работу, успешность всего рабочего процесса.

Soft skills — это больше о людях, чем об их знаниях. Именно гибкие навыки помогают адаптировать технические знания в контексте конкретной ситуации, конкретного проекта и заказчика.

Прежде чем читать список важных Soft skills, которые я выделила на собственном опыте, подумайте, какие бы вы внесли в ваш личный список.

Итак, список важных навыков для ПМ и недостатки их недостатка:

Коммуникабельность / коммуникативные навыки

Project Manager является связующим звеном, мостиком в общении всех участников проекта (команды, клиента, стейкхолдеров).

Этот мост может и гореть, и шататься, но он должен обеспечить покой на обоих берегах. Команда должна спокойно выполнять свои задачи, а клиент — быть довольным. Хороший коммуникатор сможет доказать другим правильность своей точки зрения, «перевести» технический язык разработчиков клиенту. Не бояться разговаривать с заказчиком, не скрывать трудности и риски, не давать пустых обещаний, обсуждать, что возможно и невозможно осуществить с точки зрения технических специалистов.

Но это об умении не только общаться, но и слышать. Слушающий проектный менеджер узнает больше о клиенте, его предпочтениях, точке зрения, ценностях — а в правильном выделении требований заключается успех проекта.

Прислушиваясь к членам команды, проявляя эмпатию, РМ может предусмотреть и избежать как конфликтных ситуаций, так и пробелов в работе сотрудников. Понимание личных проблем, переживаний каждого члена команды повышает с их стороны уважение, преданность и желание «не подвести».

Рекомендуем публикацию по теме

Отсутствие данного навыка приведет к:

  • Недоразумениям между всеми участниками проекта
  • Клиент и команда могут так и не понять друг друга и говорить «разными языками»
  • Недоговоренностям с клиентом, что позже перерастет в риски
  • Идеи менеджера не будут понятны ни в команде, ни клиенту.
  • Депрессии и выгорание членов команды

Лидерство и управление конфликтами

Этот навык должен быть в крови у ПМ, ведь он принимает решение, и очень важно, чтобы коллектив готов идти за ним.

Он часто берет на себя ответственность и помогает решить проблему, с которой не справился бы никто другой. Фасилитация принятия групповых решений, чтобы команда пришла к согласию, является одним из ведущих качеств лидера.

Члены команды должны быть настолько уверены в своем лидере, чтобы рассчитывать на то, что он найдет решение, а они в свою очередь последуют за ним. При этом важно не только вести с собой, но и мотивировать людей, ведь «желание действовать» — ответственность каждого на пути к общему результату. Конфликты — неотъемлемая часть коллектива, то есть совокупности разных людей, разных взглядов, разных мнений.

Также следует понимать, что они могут возникать не только в команде, но и на уровне руководства, клиента. Именно проектный менеджер должен быть умелым ведущим переговоров, уметь поддержать каждую из сторон, уметь показать оппонентам другие точки зрения, уметь убедить в верности мнения другого.

Рекомендуем публикацию по теме

Отсутствие данного навыка:

  • Команда не будет единственной и не станет целостным организмом
  • Каждый будет считать свое решение верным и следовать ему, в результате чего трудно прийти к действительно правильному решению
  • Члены команды не будут доверять слабому лидеру свои страхи, свои ошибки, не захотят обсудить свои решения
  • Только человек с лидерскими качествами способен увлечь за собой даже сквозь трудности: помочь сделать какой-то процесс быстрее; похвалить; договориться, что нужно настойчивее поработать; дать ощущение покоя и уверенности команде
  • Команда будет воспринимать новые вызовы, трудности, риски, о которых будет сообщать менеджер, с раздражением и негодованием
  • Конфликты могут «разваливать» команду изнутри и стать причиной неудачного проекта в целом

Работа в команде

Это умение быть всем разными дольками, составляющими чего-то целого, при этом уважать отличия друг друга (культурные, религиозные, гендерные, личные предпочтения).

Непросто управлять командой, а вот быть командным игроком и управлять проектом еще сложнее. Но на проекте каждый незаменимо важен, поэтому вклад каждого должен быть оценен.

Для проектного менеджера лучшая похвала — утверждение, что команда справилась отлично с проектом. Это не личное достижение, а достижение всего большого механизма под названием коллектив. И только когда ПМ становится частью команды, у каждого появляется одна, общая цель — успешный проект.

Рекомендуем публикацию по теме

Отсутствие данного навыка:

  • Приводит к диктаторской форме управления, которая часто создает дискомфорт в коллективе
  • Высокомерие руководителя проекта приводит к неуважению со стороны коллектива
  • Команда может скооперироваться против менеджера, и атмосфера коллектива будет напряженной

Критическое мышление (умение адаптироваться под ситуацию, под современность, креативность)

Мир быстро меняется, и только анализ, скорость принятия решений, готовность к внесению изменений могут сделать менеджера и проект в целом успешным.

Как хорошо вы бы ни планировали, на пути будут встречаться этапы, которые пойдут не по плану. Изменение желаний клиента, непредсказуемые ситуации, внешние факторы, экономические кризисы приводят к необходимости внесения изменений.

Адаптация проекта, работы команды и даже взглядов клиента напрямую зависят от того, насколько умело проектный менеджер сможет подстроиться сам и весь проект под реалии жизни.

Отсутствие данного навыка:

  • К завершению проекта он может стать неактуальным
  • Проект не оправдает надежд заказчика
  • Долгое сотрудничество с клиентом станет невозможным
  • Непредсказуемые изменения, внешние факторы или просто желание клиента будут каждый раз приводить проект в пропасть

Самоорганизация и тайм-менеджмент

Это незаменимые качества руководителя проекта, так как время всегда ограничено, его всегда мало, поэтому важно взять его под контроль и уметь им управлять.

Есть даже отдельно техники по тайм-менеджменту. Проектный менеджер должен помнить, что этого навыка у него должно быть «в изобилии», ведь здесь не только о самоорганизации и распределении своего времени, но и организации команды, а иногда даже и клиента.

Рекомендуем публикацию по теме

Отсутствие данного навыка:

  • Суета в команде
  • Сверхурочная работа
  • Вся команда торопится
  • Недоверие команды
  • Провал проекта из-за несвоевременной его сдачи

Можно теоретически разбираться в «гибких» навыках, можно понимать понятие, ориентироваться в принципах навыков, но как же при этом измерить свой практический уровень Soft skills?

Как выявить свои слабые стороны: попросить фидбек о своих умениях у коллег, наблюдать самостоятельно за собой с критической точки зрения — выделить проблему — поставить цель — практиковаться.

Как прокачать собственные Soft skills

  • Книги, онлайн-курсы, тренинги, блоги, конференции, направленные именно на попавшие в список «совершенствования» навыки
  • Тренинги по ораторскому искусству
  • Короткие выступления на разные темы перед зеркалом
  • Тренироваться смотреть в глаза собеседнику и не переходить с темы на тему
  • Контролировать использование слов-паразитов («короче», «ну», «типа», «вот», «в общем», «мычание» типа «е-е-е», «м-м-м»), можно записывать свои разговоры и прослушивать их затем для анализа
  • Ознакомьтесь с языком тела, чтобы контролировать себя и понимать эмоциональное состояние собеседника
  • Пытаться спокойно реагировать на мнение другого и контролировать внутренний наплыв негативных эмоций (много практик и советов психологов для прокачки данного умения)
  • Для развития эмпатии сосредоточьтесь на эмоциях окружающих, попробуйте заметить чувства, эмоции и переживания других
  • Чтобы больше раскрыть собеседника, старайтесь задавать открытые вопросы и давать небольшие паузы после ответа. Это даст время собеседнику лучше открыться, думая что бы еще дополнить ответ. Это может сыграть роль в общении с клиентами.
  • Имейте в запасе несколько тем для короткого разговора на общие темы (конечно, избегая тем плохого тона: здоровье, политика, деньги)
  • Чистите язык от жаргонизмов и бранных слов, придумайте для себя слова, которые будут проявлять те же эмоции, но будут звучать по-другому
  • Развивайте креативность. В этом всегда помогут занятия искусством, шахматы, настольные игры.
  • Анализируйте и подчеркивайте успехи

Именно поэтому я неоднократно повторяю студентам и знакомым, что, имея хорошие софт скилы, у них уже есть перспектива и способности стать хорошими проектными менеджерами, ведь Hard skills можно подтянуть, научиться, но, if person is asshole, с этим бороться труднее, а на работе это отразится не меньше.

В этом я убедилась на собственном опыте. Мы приняли в команду опытного сотрудника с высоким уровнем Hard skills и радовались тому, что он присоединился к нам. Но наша эйфория продолжалась недолго, ведь он был совершенно безразличен к проекту, не особо хотел в него вникать, да еще и имел привычку хамить всем: от коллег до руководства и заказчика. Недолго сомневаясь, было принято решение сменить его на менее квалифицированного специалиста, но при этом с хорошим владением Soft skills, с которым будет комфортно работать, который будет заниматься проектом и готов к росту.

Каждая компания по-своему определяет желаемый уровень навыков для кандидатов и по-разному пытается узнать о них на собеседованиях.

Кто-то может с помощью тестирований измерять психическое состояние, стрессоустойчивость, умение работать в команде. В другой компании дают примеры ситуаций, из которых кандидату нужно найти выход, оценивая критическое мышление, креативность, умение адаптироваться и быстро реагировать. А кто-то просто общается, используя интуицию, собственный опыт и личное видение при отборе сотрудника с нужными навыками.

Главный совет — «Будьте собой, но и не стойте на месте в саморазвитии».