В чем сакральный смысл существования HR-функции в современном мире?
Я очень люблю цитату Генри Форда: «Вы можете забрать мои заводы, сжечь мои здания, но оставьте мне моих людей, и они все восстановят».
По-моему, она очень хорошо иллюстрирует роль персонала в компании: это самый ценный ее ресурс. Несмотря на то, что мы живем в эпоху диджитализации и автоматизации, у нас есть искусственный интеллект, ChatGPT и все остальное. Все технологии создаются людьми и для людей.
Поэтому роль HR в любой организации особенная: именно HR отвечает за качественный подбор, развитие и обучение сотрудников таким образом, чтобы прибыль компании росла.
То есть, если в 2 словах:
HR фактически является партнером бизнеса, который помогает реализовывать его стратегию посредством построения качественной команды.
Рекомендуем публикацию по теме
Направления HR деятельности
На мой взгляд, задумываясь о развитии, прежде всего следует проанализировать свои желания и мотивацию, четко осознать, что вы хотите делать в будущем, и что для вас наиболее комфортно: соответствует вашим личным ценностям, образу жизни и т.д. Все мы разные: кому нравится работать независимо от других, кто не может без команды и без того, чтобы быть частью компании. Кому нужно постоянное общение, а кому больше нравится работать с информацией и процессами.
Какие есть виды HR подразделений?
Эксперт в конкретной области (Learning & Development, HR Branding, HR Analytics и т.п.).
Это так называемый горизонтальный путь роста, который, по сути, является получением навыков в определенном аспекте.
Сфера HR довольно многогранна и включает несколько направлений. Опять же, можно выбрать наиболее интересный вариант и расти профессионально именно в нем. Со временем можно возглавить выбранное направление и управлять командой специалистов в нем.
Также можно присмотреться к HR-профессиям будущего.
Переход на руководящую стратегическую позицию (HRBP, HRD, COO)
Или так называемый вертикальный путь развития. Этот вариант актуален тем, кому нравится развиваться в направлении менеджмента и отвечать за принятие решений высокого уровня сложности.
Фриланс-специалист (рекрутер, преподаватель собственных курсов по HR и т.п.)
Этот путь будет актуален тому, кому нравится независимость от конкретного работодателя, свободный график и возможность выбирать интересные проекты. Но следует отдавать себе отчет, что работа на себя — это всегда определенный риск: сначала нужно будет работать на репутацию своего собственного бренда и его развитие, находить клиентов, и этот путь требует высокого уровня самодисциплины.
Кстати, это можно и совмещать с основной занятостью: например, мне очень нравится моя профессия и я люблю привлекать к ней других, нравится роль ментора, поэтому помимо работы на позиции Head of HR я также преподаю курсы в Hillel IT School.
Переход на смежную позицию (карьерный консультант, коуч, фасилитатор)
Рекомендуем публикацию по теме
Такой вариант достаточно распространен и очень похож на предыдущий.
Но разница в том, что на этом пути предусмотрено овладение новой профессией, которая хорошо сочетается с приобретенной базой в HR. То есть, когда вы чувствуете себя полностью реализованными в профессии на определенной должности, и вам становится скучно, возможно, стоит попробовать себя в роли коуча или фасилитатора. Или психолога. Или HR-маркетолога.
Вообще, приобретение навыков в любой смежной (или вообще любой) интересующей отрасли усилит карьерное развитие. Об этом дальше.
Кто такие «люди-гребешки»?
Есть два основных способа познания окружающего мира:
- Вширь — приобретение знаний и навыков из разных областей. Человек, выбирающий такой путь, осведомлен в разных областях (знает обо всем понемногу, generalist).
- Вглубь — постепенное наращивание экспертизы в конкретной отрасли. Это человек, имеющий высокий уровень знаний и навыков в своей сфере, специалист высокого уровня.
Естественно, их можно комбинировать.
Итак, существует концепция так называемого T-shaped специалиста — это человек, имеющий глубокий уровень экспертности в любой отрасли и базовые знания/навыки у смежных. Этот термин был введен еще в 1991 году.
Сейчас есть также понятия Pi-shaped, Comb-shaped людей («люди-гребешки») — соответственно это те, которые имеют экспертизу в 2 и более отраслях.
И это плюс.
В том числе для HR: потому что современная функция HR в компании кросс-функциональна: она и о коммуникациях, и о культуре, и об аналитике, и об автоматизации, и о брендинге. И это о персонале, который работает в разных направлениях.
Благодаря знаниям и навыкам не только из своей профессиональной сферы можно скорее находить общий язык с коллегами и принимать эффективные решения. И также легче адаптироваться к переменам.
Сертификация для HR специалистов
И напоследок — о сертификации.
По моему мнению, об этом стоит задуматься, если есть желание систематизировать свои знания и максимально расширить их. Один из важных плюсов наличия сертификата — это официальное подтверждение знаний на уровне международных стандартов. Особенно в случае рассмотрения развития карьеры за пределами Украины. Многие компании предпочитают нанимать сертифицированных специалистов, а для руководящих позиций наличие сертификата чуть ли не обязательно.
Существует 3 основные организации, сертифицирующие HR-специалистов
- SHRM (американская) — самое древнее международное сообщество HR. Направлено на американский формат обучения: максимальная самостоятельность, отношение к профессии и принятию HR решений, тренировка поведения в бизнес-ситуациях и формирование образа мышления, присущее HR-специалистам международного класса. Необходимо проходить ресертефикацию (каждые 3 года).
- HRCI (американская) — была частью SHRM, но с 2014 года существует как отдельное учреждение. Предлагает 8 типов сертификатов в зависимости от уровня специалиста. Необходимо проходить ресертефикацию (каждые 3 года).
- CIPD (британский) — направлена на более классический британский формат обучения: максимум теории, инструментов, которые можно использовать на практике. Полученный сертификат бессрочен.
Конечно, следует понимать, что сертификат не является гарантией повышения заработной платы и получения желаемой должности. Многое зависит от умения грамотно представлять себя и другие обстоятельства.
Но жизнь в целом редко когда дает гарантии 🙂