Укр
Как найти работу в IT свитчеру?

Как найти работу в IT свитчеру?

  • 20 сентября, 2023
  • читать 5 мин
Юлия Дробот
Юлия Дробот СEO & Co-Founder в Toogeza, Преподаватель Компьютерной школы Hillel.

Поиск работы может быть очень стрессовым по многим причинам:

  • Недостаточно уверенности в себе и своих знаниях или умениях
  • Мало опыта или полное отсутствие коммерческого опыта
  • Страх перед интервью
  • Страх совершить ошибки во время процесса найма
  • Незнание рынка и его особенностей на момент поиска

С этими причинами сложно, но можно и точно реально работать. Все что нужно — советы эксперта и решимость действовать.

Этой статьей я начинаю серию статей, которая поможет новичкам в IT лучше понять специфику IT рынка и поиск работы именно в Tech индустрии. Мы поговорим о ваших страхах, частых ошибках, популярных вопросах и, наоборот, научимся выделять ваши сильные стороны.

Сегодняшняя статья — короткий гайд для тех, кто не хочет тратить много времени или считает, что знает достаточно. Пусть это будет для вас своеобразным коротким чеклистом, чтобы понять, что вы на верном пути!

Начнем с базовой подготовки

Надо помнить, что поиск работы — это проект. И состоит он из следующих элементов:

  • Рынок и поиск возможностей
  • Анализ себя и своих умений/навыков/знаний
  • Оформление и подача опыта
  • Общение с компаниями
  • Принятие оффера
  • Старт и онбординг в новой компании

Немного аналитики по рынку*:

  • Количество кандидатов превышает имеющиеся вакансии в 9 раз
  • Среднемесячное количество заявок на руководящие должности за последний год выросло на 200%
  • Найм в категориях программирования уменьшился, кроме Python

Рекомендуем курс по теме

  • Конкуренция среди неопытных кандидатов на работу уменьшилась с 45 кандидатов на вакансию до 35, в основном из-за вакансий по продажам и поддержке
  • Маркетинговые вакансии опередили JavaScript как доминирующую категорию вакансиий

Рекомендуем курс по теме

  • Должности Intern Front-end и QA получают в отзывах сотни кандидатов с рекордным количеством 1016 заявок на должность Intern Front-end и 978 заявок на роль Junior QA за один месяц.

*аналитика взята из Djinni, полный отчет по состоянию на июль 2023 года можно прочитать здесь.

Как видим, рынок непрост. Однако нет времени жалеть и жаловаться. Нужно действовать, прислушиваться к советам и делать то, что не делает большинство кандидатов.

Оформление и подача опыта

5 правил правильного резюме:

  1. Формат резюме должен быть удобен и открываться на всех платформах. Желательно PDF или Word
  2. Резюме полностью проверено на отсутствие грамматических ошибок и форматирования
  3. Резюме размером не более 2-х страниц, можно и в одну вложиться
  4. Все ссылки кликабельны и ведут на работающие страницы
  5. Указан канал для оперативной связи
  6. Указаны уровни языков, которыми владеете (указан уровень, а не кружочки или шкалы)

Рекомендуем публикацию по теме

Как сделать резюме?

Во-первых, используйте конструкторы — Canva, CVMaker и другие (проверяйте, чтобы это были не RU ресурсы — не поддерживайте врага).

Рекомендуем публикацию по теме

Далее заполняйте резюме поблоково:

  • Позиция, на которую вы претендуете
  • Кратко о себе (2-3 предложения)
  • Опыт в хронологическом порядке (от свежего к прошлому): обязанности и достижения
  • Дополнительные проекты
  • Образование, обучение, курсы, сертификация
  • Знание языков

А что рассказать, если у меня нет опыта?

Запомните, что любой ваш опыт (администратор, официант, тренер, студент) — это сложившиеся компетенции. Компетенции определяют как совокупность поведения, навыков, умений, чем специфические технические навыки.

Компетенция — это то, что делает вас успешными в конкретной роли. Используйте это.

Примеры компетенций

  • Быстрое обучение (пример из жизни — выучить за короткий промежуток времени весь курс по истории)
  • Решение проблем (постоянно думаю над тем, как решить проблему и решаю, а не жалуюсь на окружающий мир)
  • Любопытство и любознательность (постоянно изучаю что-то новое, хожу на курсы, задаю вопросы)
  • Умение справляться с неопределенностью (война)
  • Технологическая осведомленность (пользуюсь разными апками, чтобы упростить себе жизнь)

Бонус — домашнее задание и личный фидбек от меня!

Когда будете готовы услышать фидбек, пишите мне в ТГ и делитесь своим ДЗ.

  1. Вспомните и проанализируйте свой опыт: выпишите то, что у вас получалось хорошо (общение с клиентами, работа с документами и т.д)
  2. Подумайте, почему у вас получалось это хорошо, и запишите в произвольном формате напротив всего, что указано в 1-м пункте. Например, я хорошо понимаю потребность клиента и легко могу решить его проблему; я очень внимателен/на и могу сделать отчет без ошибок.
  3. Также подумайте над тем, что вас отличает от других людей на таких же ролях. Какие компетенции были у вас, которые помогали быть успешными на этой роли, которых не было у других? (может повторяться с пунктом 2)

Что я говорила, имея в виду «делать то, что не делает большинство кандидатов?».

К сожалению, несмотря на количество статей, интервью и подкастов о поиске работы, кандидаты все еще совершают одинаковые, постоянные ошибки.

Проверьте себя, делаете ли вы что-нибудь из этого списка. Если же нет — поздравляю!

Что я говорила, имея в виду «делать то, что не делает большинство кандидатов?».

К сожалению, несмотря на количество статей, интервью и подкастов о поиске работы, кандидаты все еще совершают одинаковые, постоянные ошибки. Проверьте себя, делаете ли вы что-нибудь из этого списка. Если же нет — поздравляю!

ТОП 10 ошибок свитчеров/интернов при поиске работы:

  • Не отвечать на сообщение рекрутера или отвечать с большой задержкой
  • Назначать встречу через неделю-две. Скорость — это ваше преимущество
  • Ничего не читать о вакансии и о компании
  • Не подготовить вопросы
  • Не подготовить блоки о себе (мотивация, планы, обучение)
  • Исчезать и не отвечать на сообщения (да, рекрутеры тоже так поступают и это ужасно, но работа нужна вам в первую очередь)
  • Обещать выполнить тестовое и не выполнить (и не предупредить)
  • Ничего не понимать о роли и рынке профессии (google it at least)
  • Не проявлять проактивность, заинтересованность
  • Не спрашивать фидбек, если отказали (90% кейсов)

Базовая гигиена интервью

Речь идет именно об организационно-визуальной части. Поверьте, это имеет большое значение. Проверьте себя, потому что очень часто интервью заканчиваются провалом именно из-за следующих вещей:

  • Используйте ноутбук или стабильно зафиксированный телефон. Будьте готовы, что вас обязательно попросят включить камеру в интерьер. Никаких «а можно я без камеры, потому что я только проснулся/лась?». Ваш ноутбук или телефон должен быть стабильным, чтобы изображение не дёргалось на экране у интервьюера. Большинство кандидатов любят подключаться на улице, на ходу, держа телефон перед собой. Это создает впечатление, что кандидат несерьезно относится к интервью и не смог найти тихое, комфортное для общения место.
  • Одежда и бэкграунд. Важно быть одетым в нейтральную одежду, чтобы не отвлекать внимание интервьюера. В IT почти нет дрескода, однако лучше подключиться на интервью в обычной футболке или рубашке (купальник, топы и спортивные лифы — не лучший выбор). Обратите внимание на то, что находится позади вас. Интервьюеру не обязательно наблюдать за всем, что происходит в вашей квартире или что лежит на полках вашей кухни. Поставьте встроенный фон перед встречей в приложении или замыльте фон в настройках.
  • Хороший звук и камера. Убедитесь, что ваши микрофон и камера работают исправно. Лучше всего подключиться раньше и проверить все. Вас должно быть хорошо видно, не садитесь спиной к свету.
  • Выбирайте удобное положение для долгого разговора. Разговор может затянуться, поэтому будьте готовы к этому.
  • Готовьте вопросы.

Рекомендуем публикацию по теме

Вопросы, которые можно спросить у вашего интервьюера на интервью:

  • Продукт и этап разработки. Чем уникален продукт?
  • Какая команда? Какой уровень люди в команде? Есть ли возможность иметь ментора?
  • Какие процессы и ритуалы есть в команде/компании?
  • Какие ожидания команды/компании/менеджера от интерна?
  • Как вы можете описать культуру в компании? Может быть, есть сложившиеся ценности?
  • Что вам лично нравится в компании больше всего? А с чем есть сложности? Или что хотелось бы изменить?
  • Как проходит онбординг?
  • Организационные моменты (оформление, график, ЗП, больничные, бенефиты)
  • Когда можно получить фидбек?

Рекомендуем публикацию по теме

На этом все. В следующих статьях я буду больше погружаться в каждый процесс и этап и знакомить вас с миром IT.

Если у вас есть вопросы и пожелания к следующим статьям — пишите.