Укр
QA специалист — от старта до Senior

QA специалист — от старта до Senior

  • 1 ноября, 2021
  • читать 7 мин
Алексей Мелашенко
Алексей Мелашенко TechOps Manager в Infront X, Преподаватель Компьютерной школы Hillel.

Современный мир становится все более и более динамичным. Создаются новые технологии, уходят в прошлое те, что отжили свое. Мир меняется, меняются подходы, методологии и… люди.

Все слышали о свитчерах — тех, кто по ряду причин не хочет или не может продолжать заниматься тем, чему обучен или чем занимался ранее. И тогда они начинают смотреть на те направления, где жизнь бьет ключом, где можно получать достойные условия труда, оплату, знания. В частности — на IT.

«Войти в айти» — мем, широко известный на просторах интернета. И QA является одной из легких точек входа.

Но в чем причина? Значит ли, что если не смог стать программистом — иди в QA? Давайте разберемся, так ли это.

Для начала давайте посмотрим, какой минимальный багаж знаний потребуется от Junior QA Engineer? Почему обучение в компьютерной школе Hillel занимает аж целых 4 месяца?

Какие знания нужны Junior QA Engineer:

  • Понимание жизненных циклов. SDLC, STLC, issue life cycle.

  • Понимание процессов и подходов к разработке ПО. Например, сейчас активно используется Agile (Scrum, Kanban).

  • Документация. Умение читать и проверять требования, оформлять отчеты о найденных ошибках, тест кейсы, чеклисты. Полезным навыком будет умение cпланировать работу (Test Plan) и составить отчет о проведенной работе (Test Report).

  • Тестирование контекстно-зависимое. Для начала стоит быть специалистом широкого профиля. А это значит, надо иметь представление о тестировании веб (web) и мобильных приложений (native), клиентских приложений и серверной части (API), баз данных (SQL).

  • Различные виды тестирования (functional, performance, usability, etc.)

  • Хорошая коммуникация. Тестировщик ПО — как клей и последний рубеж. Он присутствует с самого начала проекта и до самого конца. Он — адвокат пользователя. Попробуйте в день релиза сообщить программисту, что его идеальный код требует доработки и исправлений. А менеджеру — дать четкую структурную картинку происходящего.

Инструменты QA:

  • Issue tracking system. Например, Jira. Поверьте, там много всего.

  • API testing (Postman). Тестировать серверную часть тоже нужно.

  • WebDevTools. Тестируя веб, куда без них.

Как видим, не так и мало.

В свое время, закончив институт, я мог идти и на сисадмина, и на программиста, и даже быть «железячником».

Так получилось, что еще проходя преддипломную практику, я имел возможность поработать и программистом, и сисадмином. Следующие несколько мест работы меня разрывали между двумя этими направлениями. Вот тогда-то у меня и сформировалась мысль, что я хочу видеть весь проект. Хочу знать и видеть, как он развивается, почему и для чего. Мне нужен был helicopter view. И пути у меня было два — или QA или менеджмент. Но я же технарь, и QA как раз про то же. Позже я понял, что можно было и совместить — QA Manager. Но это уже совсем другая история.

Итак, у нас вырисовался портрет тестировщика. Кто такой QA Engineer?

Это человек, который хочет видеть весь проект, а не только его часть — инфраструктура, бизнес-логика, визуальное представление, операции с данными. Это человек, который сочетает и технические знания — да, синьор должен уметь понимать, как те или иные технические решения могут повлиять и на стабильность работы, и знать типичные ошибки, сопровождающие те или иные технологии и подходы, и обладать софт скилами. Это умение договориться — с командой, с менеджментом, нередко — с заказчиком. И не важно, свитчер вы или же просто молодой специалист, ищущий свой путь по душе.

Важно, что вы готовы развивать себя, любите делать мир лучше и вам небезразлично, как себя будут чувствовать пользователи вашего продукта.

Как же развить себя от новичка до матерого специалиста?

Вот несколько советов, которые я могу дать:

  • SMART — наше все. Все, что невозможно измерить, невозможно и оценить. Этот навык нужен и при тестировании требований, и при оформлении отчета о найденной ошибки. Чеклисты, тест кейсы. Везде необходимо умение лаконично, по сути, измеримо выразить мысль.

  • Ментор — залог успеха. Учитесь хорошему, плохому жизнь и так научит. Часто студентов манит легкость устроится на работу, где они будут единственными QA инженерами. Им кажется, что они могут построить все под себя. Но ведь на начальном этапе хороший пример даже важнее зарплаты. Получая знания, зарплату будет гораздо легче развивать! Не стесняйтесь прямо на собеседовании уточнять, будет ли у вас ментор, кто он, каков его опыт. Начинайте тестировать компанию вашей мечты еще с собеседования. На собеседовании не только вас собеседуют, но еще и вы собеседуете компанию.

Рекомендуем публикацию по теме

  • Регулярные 1:1. Это совещания с вашим ментором, где вы не обсуждаете рабочие вопросы — для этого есть рабочие совещания. Это время, когда вы можете обсудить план развития вас, как специалиста. Вы должны иметь цели и критерии оценки их достижения. Да, это снова про SMART. Поверьте, он везде.

  • Социализируйтесь. Нередко вы сможете получить совет оттуда, откуда и не ждали. Чем больше круг вашего общения, тем легче вам найти ответы, возможности, подсказки.

  • Прислушивайтесь к себе. У специалиста есть два общих направления развития. Individual contributor — матерый технический специалист. Manager — тот, кто будет организовывать людей, работать на процессном уровне. Что вам ближе? Куда инвестировать ваше время, внимание, средства? Прислушивайтесь к себе.

  • Знаете, в чем разница между Junior и Middle? А между Middle и Senior? Первая пара, скорее, в технических навыках. Вторая же уже больше про мышление. Матерый Middle вполне может быть так же технически подкован, как и Senior. Разница же между ними в отношении. К продукту. К процессам. К своей роли на проекте. Я не буду вам рассказывать про модель отношения к специалисту — mentoring, couching, support и delegation. Это выходит за рамки статьи. Скажу кратко. Новичка надо обучать, и он должен быть открыт к обучению. Middle же больше требует скорее поддержки и мягкого наставничества. Синьор — на него можно положиться. Но для этого он должен быть действительно синьором по мышлению, а не по бейджу в компании. Тогда все будет правильно.

Итог прост. Будьте собой, прислушивайтесь к себе, к тому, что вам ближе. И обучайтесь, всегда обучайтесь. Это путь длинною в жизнь. А я вам желаю интересных задач, хороших людей вокруг и счастья.

Рекомендуем курс по теме