Первый рабочий день на новом месте — это всегда волнительно. Особенно, если ты начинающий специалист, и это — твой первый опыт в профессии. Клиенты, команда, менеджеры — все возлагают на тебя надежды, чего-то ожидают и, самое главное, пристально наблюдают. Или это только кажется?
Давайте разберемся, какие могут быть от вас ожидания и как с ними работать.
Подготовка к выходу на работу
Свою подготовку к выходу можно начать еще незадолго до старта. Можете смело спрашивать компанию, как можно подготовиться к выходу. Уточните, в каком домене вам придется работать, с какими технологиями, сколько человек в команде, из какой локации клиент. Вся эта информация поможет вам подготовиться и настроиться на рабочий лад.
Вероятно, у вас будет испытательный срок. Вот здесь и пойдет речь об ожиданиях. Испытательный срок можно считать успешным, если его закрыли в срок, и обе стороны остались довольны сотрудничеством и готовы его продолжать. Поэтому очень важно в первый рабочий день проговорить все условия испытательного срока: какие вам ставят KPI, с кем можно обсуждать возникшие вопросы, будут ли промежуточные статус-встречи. Может случиться и так, что эту информацию выяснить не удастся. Но даже в таком случае, не пускайте все на самотек, постройте себе план, чтобы вы сами были уверены в том, что делаете.
Рекомендуем курс по теме
Начало работы на проекте в процессе разработки
Предположим, что вы попали на проект, который уже в процессе разработки. С чего же нужно начать работу:
- Ознакомиться с политикой компании. Необходимо понять, как все работает, какие есть роли в компании, кто за что отвечает, какие есть процессы, кто какое влияние может оказывать на вашу работу. Это необходимо для решения различных вопросов на проекте: поиск или замена людей на проекте, старт нового проекта, поиск необходимой экспертизы в компании для консультации, эскалация проблем и так далее.
- Познакомиться со своей командой. Познакомьтесь не только со всей командой, но и с каждым ее членом. Узнайте, кто какую позицию занимает в компании и на проекте, постарайтесь выяснить, кто неформальный лидер, кто ближе к клиенту. Для выполнение этой задачи вы можете для начала назначить встречу со всей командой, рассказать кто вы, попросить каждого рассказать о себе и сказать, что в последствии вы назначите личные встречи, чтобы обсудить каждое из направлений более детально. А на личных встречах уже будет проще понять, кто какую роль играет на проекте.
- Познакомьтесь с клиентом. Максимально соберите информацию о проекте: как о самом продукте, который вы разрабатываете, так и о существующих процессах на проекте. Идеально, чтобы к первому звонку с клиентом вы уже владели базовой информацией. Выясните ожидания клиента от вашей работы: как часто он хотел бы общаться, нужна ли ему отчетность, как ему удобно с вами связываться, какие дальнейшие шаги по проекту. Сразу попробуйте назначить несколько встреч наперед, чтобы обсудить такие важные вещи, как roadmap, производительность команды, обратную связь клиента о процессе разработки и так далее.
- Убедитесь, что у вас есть вся документация по проекту, как обучают курсы PM онлайн. Потратьте время на изучение документации, кто владеет информацией — владеет миром. Если чего-то не хватает и вы считаете, что это важно для успеха проекта, обсудите с командой, обсудите с клиентом. Занимайте активную позицию на проекте, будьте инициативным. Но обязательно перед тем, как что-то обещать или о чем-то договариваться, убедитесь, что ваше решение аргументировано, у вас есть возможность это сделать, команда согласна вам с этим помочь. Нет ничего хуже бесполезной работы и невыполненных обещаний.
- Задавайте вопросы. Задавайте столько вопросов, сколько считаете нужным. На первом этапе работы — это вполне нормально и ожидаемо. Если вам сразу все понятно, то значит вы где-то не вникаете или не думаете наперед. Вопросы будут, и главное их вовремя задать.
За время своего испытательного срока вы вполне можете:
- разобраться в процессах компании и наладить отношения с коллегами;
- разобраться в домене, в котором вам предстоит работать;
- наладить контакт с командой и заручиться их поддержкой;
- наладить контакт с клиентом и получить его доверие;
- взять в работу несколько идей по улучшению процесса на проекте;
- иметь четкое представление о том, куда движется проект и как вы можете этому содействовать;
- иметь исчерпывающую информацию о проекте, достаточную для того, чтобы вы сами могли вводить новых людей в курс дела.
Даже если у вас не было четных KPI по прохождению ИС, имея всю вышеперечисленную информацию на руках вы сможете четко аргументировать почему вы считаете, что справились и готовы двигаться дальше.
Помните, не стоит фокусироваться только на клиенте, или только на том, как понравиться команде. Вы как менеджер несете ответственность за баланс. Учитесь понимать требования клиента, учитесь слушать команду, анализируйте и принимайте взвешенные решения, обоснованные данными, а не мнениями.
Успехов вам на новом месте!