При создании и развитии любого IT-продукта всегда имеют место быть люди от технологий и люди от бизнеса. С MVP так или иначе знакомы обе категории, с той лишь оговоркой, что последняя намного больше первой.
MVP — что это?
Концепция MVP (от англ. minimum viable product) минимально жизнеспособного продукта была разработана в рамках методологии Customer development — тестирования идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Термин ввел в 1990-х годах американский серийный предприниматель Стив Бланк. Customer development часто противопоставлялся продуктоориентированному подходу («сделай классный продукт, а покупатель найдется»).
Сейчас термин больше используется для обозначения функционала, способного удовлетворить основные потребности заказчика и недорогого по стоимости разработки и внедрения. Несмотря на то, что фокус сместился с тестирования на поиск дешевого решения, концепция MVP в бизнесе осталась той же: минимально жизнеспособный продукт — решение не от бедности, а от рациональности и приоритезации.
Однако в нарастающей конкурентности продуктового IT-рынка оказалось недостаточно одного лишь работающего прототипа функционала, который решал бы большинство проблем. Как известно, решать проблемы можно разными способами, но не за всякий люди готовы платить.
MMP — это
Рынок рождает множество аббревиатур, и в этот раз такой стала MMP — minimal marketable product (он же в некоторых статьях minimal sellable product). Такой минимальный набор возможностей продукта, за который люди готовы платить, то есть определяют лояльность клиента к продукту.
Как подружиться этим двум понятиям? Тут все относительно просто — одно следует за другим.
Ответ нам дает математика:
Сумма версий MVP в итоге дают нам MMP. А фактически:
MVP ver. 1 + MVP ver. 2 + MVP ver. 3 + … MVP ver. n = MMP
То есть, тестируя и расширяя (а иногда сокращая) потенциал продуктового решения, мы постепенно приходим к его положительному коммерческому наполнению.
Не всегда за минимально функциональную версию готовы платить и, конечно же, почти никогда люди не готовы отдавать деньги за работающий прототип полного решения.
И, если до этого момента все было хорошо, то теперь мы дошли до эмоций. Немного выше я упоминал конкурентность рынка, со временем все еще немного усложнилось. От измерений стандартных NPS чаша весов от лояльности склонилась в сторону любви клиента.
Что такое MLP?
Теперь для качественного IT продукта недостаточно просто удовлетворять потребности заказчика. С этого момента нужно сделать все возможное, чтобы пользователь полюбил ваш продукт. Для обозначения минимального состояния, которого должен достичь продукт, чтобы быть любимым, выведена новая аббревиатура MLP — minimal loveable product. Концепция «минимально любимого продукта» заключается в идее, что не всегда нужно удовлетворять все нужды, чтобы быть любимым.
На языке рынка это означает, что юзер продолжает платить за ваш продукт, даже если он не до конца ему подходит. Только лишь потому, что он его любит.
И не спрашивайте меня, как это измерить (может так же, как NPS? :)
Данная короткая статья ни в коем случае не претендует на полноту в объяснении вопросов «минимальных продуктов». Тем не менее, надеюсь, что она сможет направить тех, кого эта тема заинтересовала, в нужном направлении.
Удовлетворяющих, любимых и продаваемых вам продуктов.
А все о бизнесе в IT можно узнать на онлайн-курсах по продакт менеджменту.