Сложные времена – это какие? Это как сейчас, или как было во время построения развитого социализма, или во время Второй Мировой или эпидемии чумы? Давайте определимся с уровнями плохости. Сложность здесь в том, что нет никаких уровней, то есть, нет стандартной корреляции между интенсивностью эмоций и глобильностью или масштабом или типом событий. Как вы чувствуете, так оно для вас есть.
Наша психика реагирует на события теми способами и, главное, с такой интенсивностью, с которой она умеет. И размах или историчность событий не имеют для психики особого значения.
Все же дрянные времена имеют один типичный признак – ощущение, что большая часть того, что мы знали о мире и о том, как нам в нем жить, обнуляется.
Когда, как было, уже невозможно, как будет – неизвестно, а что делать прямо сейчас вообще непонятно. И это не всегда события по размаху как войны или культурные революции, это и личные кризисы - потеря работы, потеря близкого человека или профессиональное выгорание.
В моем блоге вы часто читали «хочешь новые сапоги – выбрось старые».
Изменениям всегда предшествует потеря - старых планов, наших ожиданий, в конце концов, потеря нашей наивности. И хотя это так естественно, это очень болезненный путь. Перед тем, как мы обнаружим себя снова, мы обязательно проваливаемся в состояние "между временами", в котором вроде бы ничего не происходит, кроме ступора. В этом состоянии две сложности.
Во-первых, нужно смириться с тем, что что-то важное для тебя умерло, исчезло, утрачено навсегда. И нам это сложно – прекратить надеяться на магическое воскресение, на то, что все как-то само по себе обратно откатится и будет как было. Смысл этого этапа между временами – расстаться с такой надеждой.
А вторая болезненная вещь в том, что на месте умершего старика на следующий день не вырастает ничего нового. Какое-то время на этом месте будет полная пустота, и в ней даже намека может не быть на то, что придет на смену старому миру.
Оказавшись на руинах собственной жизни или карьеры, мы можем выйти из кризиса быстро, но возможно он загнется на несколько месяцев и даже лет. Важно это время прожить так, чтобы не чувствовать себя жертвой обстоятельств, которые мы не выбирали. Эти сложные этапы "между временами" дают нам нечто большее, чем предполагаемая и спокойная жизнь. Они позволяют нам расти.
Разделив кризисы на глобальные и менее масштабные, можно определить трудные времена, когда все усилия направлены на выживание и обеспечение основного функционирования общества: добывания и распределения пищи, заботы о детях и обеспечения медицинской помощи.
Кризисы, которые не требуют от нас ежедневно выживать, случаются значительно чаще. И в такие периоды мы имеем возможность сделать кое-что для себя, чтобы не застрять в этом состоянии между временами надолго и составить внутреннюю карту нового мира и нового себя в нем.
В нашей внутренней навигации есть одна особенность, основанная на метафорах. Простыми словами на наблюдениях что какие-то процессы или явления схожи между собой.
Метафора это аналогия: вот это – оно похоже на то. И когда мы находим сходство, мы можем транслировать свой опыт из известных вещей на неизвестные.
При решении какой-либо проблемы важно осознать что она – не уникальна. На свете точно существуют люди, которые имели аналогичный опыт, а возможно даже успешно справились.
Истории поиска себя можно увидеть в художественной литературе, биографиях и, конечно, общаясь. Попросить делиться чувствами людей, имеющих схожий опыт.
Накопив достаточно историй о кризисах и стратегиях других людей, придет время смотреть на себя. Конечно, еще раз рекомендую психотерапию, но на этот раз делюсь еще одним эффективным инструментом - практикой ведения дневника, сфокусированной на наших ценностях.
Почему важно обращать внимание на ценности? После потери чего-то у нас появляется шанс построить то новое, с чем нам будет хорошо, а чтобы с чем-то (или кем-то) было хорошо, нужно знать, каким ценностям это новое должно соответствовать.
И чем старше человек, тем важнее для него понимать и уважать свои ценности. Первую половину своей жизни мы посвящаем адаптации к миру, в котором родились. Мы адаптируемся к правилам семьи и общества, доказываем себе и окружающим – что можем, что достойны чтобы нам поверили – взяли на эту работу, в этот универ, женились на этом человеке, и все это – тактические задачи. Они не позволяют нам сосредоточиться на стратегической задаче. А стратегическую задачу можно сформулировать так: как мне быть (стать) собой. В чем состоит мое я? Что я могу принести в этот мир? Задача стратегическая – это присвоение авторства своей жизни себе.
По этим вопросам часто рождается следующее – какие ценности и мифы о ценностях популяризирует эпоха, в которой мы росли. Я думаю, что таких мифов два. Первый миф о прогрессе. Доступность информации не сделала большинство из нас умнее. Вспоминаю свои мысли на уроке истории о том, что в эпоху интернета насилие станет невозможно из-за публичности, прошло 20 лет и соседняя страна так им переполнилась, что начала экспортировать. Второй миф о счастье. Как будто мы все его стоим, и оно достижимо, стоит только правильно стараться. Концепция смысла мне гораздо ближе. Смысл и сознание доступнее счастья.
Во времена "между времен" практика дневника может быть для нас привычкой, которая кроме рационального, которое во времена кризиса функционирует не лучше, прислушиваться к нерациональной части себя. Некоторые психологи рекомендуют записывать и анализировать сны, эту практику как и все юнгианство, я не очень разделяю, но наше нерациональное точно важно – а как мы к этому идем – анализ снов, дневник, спонтанный рисунок, психоделики, медитации, психотерапия и т.д. . это очень личное.
Это время между временами – моменты перемен, потерь и переосмысления можно и стоит проживать а не переживать, а как только мы будем готовы – пустота наполнится новым, будь то работа, отношения или совсем другой смысл.
Заканчиваю цитатой Виктора Франкла - выжившего в концлагере психолога и всю свою долгую жизнь нес любовь уважение и бережное отношение к людям:
Для всех, кто вынужденно ищет себя советую несколько книг:
- “Жизнь между мирами. Как найти ресурс в себе, когда все вокруг разваливается. Джеймс Холлис.
- "Человек в поисках подлинного смысла" Виктора Франкла