4.2

Оценить

Статьи 1443 4.2 5 голосов читать 5 мин

5 принципов создания цепляющих фотографий

Статьи: 5 принципов создания цепляющих фотографий

С любым навыком рано или поздно наступает момент, когда вы уже не задумываетесь о том, что делаете, но при этом делаете это прекрасно. Пианист не отслеживает, на какую следующую клавишу ему нужно нажать. Велосипедист не контролирует удержание равновесия. Опытный кулинар может уйти в другую комнату и вернуться как раз, когда курица готова.

Точно так же и в фотографии — профессиональным фотографам не обязательно носить с собой шпаргалку с правилами композиции или даже осознанно вспоминать их, но фотография всё равно получится красивой и выстроенной по всем правилам.

На написание этой статьи меня вдохновили студенты Компьютерной школы Hillel, которым я преподаю блок по фотографии в курсе Маркетинга в социальных сетях. В их домашних заданиях я часто вижу схожие ошибки, связанные с общей логикой визуального восприятия, которые профессионал никогда бы не допустил. На основании этих ошибок я составила принципы, которые помогут вам вывести качество ваших фотографий на новый уровень.

Принцип 1: Главный объект — наш царь и бог

На мой взгляд, этот принцип – самый важный, и все последующие скорее вытекают из него, или помогают его лучше воплотить. Я сформулировала его так:

На любом фото должен быть главный объект. Если вы не дадите зрителю главный объект – он найдёт что-нибудь сам. А если ничего не найдёт – просто пропустит это фото.

Вряд ли вас устроит ситуация, когда зритель за треть секунды пролистывает раскладку, которую вы выкладывали полчаса (а то и больше). Поэтому каждый раз, когда вы делаете фото (особенно на первых порах) – старайтесь отслеживать, есть ли у вас главный объект, и выделяется ли он достаточно, чтобы зритель его «нашёл».

Для того, чтобы это отслеживать, нужно понимать, что вообще бросается в глаза на кадре (а ведь именно наш главный объект и должен бросаться в глаза):

  • яркие цвета;
  • текст;
  • глаза (человека или животного, не важно);
  • резкая (т.е. та, что в фокусе) часть изображения.

Хотите вы или нет, если в кадре есть что-то из вышеперечисленного – именно оно и будет привлекать внимание.

Какие частые ошибки тут возникают?

Например, резкость «ушла» с вашего объекта, и он оказался немного размытым. Когда что-то размыто, это сигнал для нашего глаза – «ничего интересного», и автоматическое переключение внимания на то, что находится в зоне резкости. Об этом нужно помнить, и с помощью резкости направлять взгляд зрителя.

Другая распространённая ошибка – помещение в кадр двух примерно одинаково ярких объектов разных цветов. Допустим, ярко-оранжевая тыква и ярко-синяя сумка. Для нашего мозга это создаёт некоторый ступор – что важнее? Куда смотреть? И то и то яркое, и в итоге главного объекта нет.

Или, допустим, если ваш главный объект – серый кошелёк, а вы кладёте для атмосферы на фон оранжевый апельсин – всё, апельсин теперь главный объект, кошелёк забыт.

Как быть, когда хочется яркий фон, и как вообще обмануть систему – рассмотрим подробно в третьем принципе.

Принцип 2: Не загоняйте бога в угол

Или, если переходить с шуточного языка на более серьёзный:

Главный объект не должен быть слишком близко к краю изображения. Оптимальное расположение – центр или недалеко от центра, в «точках интереса» или на линии золотого сечения.

Правил композиции существует очень много, и совершенствоваться в их соблюдении можно всю жизнь. Но для начала вам будет вполне достаточно двух несложных правил – это правило третей и правило золотого сечения.

Правило третей делит изображение на трети по горизонтали и вертикали, утверждая, что на пересечении этих линий (в «точках интереса») объект будет лучше привлекать внимание.

Правило золотого сечения советует размещать объект на линии золотого сечения, которая образуется при соблюдении пропорции – длина всей линии так относится к большему отрезку, как больший отрезок относится к меньшему отрезку.

Для простоты, вы можете просто запомнить расположение первой и самой большой вертикальной линии на рисунке ниже, для начала этого будет вполне достаточно. Если вы будете располагать объекты на этой линии – у вас будет намного больше шансов получить гармоничное изображение. Я чаще использую именно правило золотого сечения.

Размещение объекта в центре – пожалуй, самый простой, но и самый скучный вариант. Его вполне можно использовать, чередуя с другими видами композиций.

Частая ошибка, связанная с этим принципом – появление яркого «фонового» объекта близко к краю кадра. Он и оказался там, скорее всего, потому, что не очень важен. Но из-за своей яркости именно он привлекает внимание, становится главным объектом и портит всю композицию (хотя задуманный нами главный объект может при этом быть гармонично расположен).

Принцип 3: Яркий элемент – вижу, много ярких элементов – не вижу

Первый принцип мог вызвать у вас в голове массу противоречащих примеров, где фоновые яркие объекты ничуть не отвлекали внимание. Тут-то на арену и выходит третий принцип:

Если ярких объектов одного цвета много – они перестают восприниматься как главные и становятся фоном.

Вот и решение проблемы с синей сумкой и оранжевой тыквой, которая «переманивает» на себя взгляд. Нужно просто добавить несколько тыкв, или любых других оранжевых элементов – и сумка станет единственным ярко-синим элементом на оранжевом фоне. То же самое с серым кошельком и коварным апельсином – если апельсинов на фоне будет много, кошелёк снова станет главным объектом.

Принцип 4: Предмет — кто ты такой, уходи, я тебя не знаю

Этот принцип часто нарушается новичками в фотографии, хотя является достаточно важным. Звучит он так:

Все предметы, которые есть на вашей фотографии, должны быть идентифицируемыми – то есть понятными зрителю. Если предмет непонятен, нужно его повернуть, или вообще убрать.

Чаще всего проблемы с идентификацией предметов возникают на краях кадра. Типичный пример, который я часто привожу на занятиях – вилка. Если вилка выходит за край кадра, и обрезается её верхняя узнаваемая часть с зубчиками, мы не можем понять, что это за предмет. Это ложка, это вилка, это хвост от металлической фигурки кота? 😊 Но стоит нам только повернуть её зубчиками в кадр, и всё становится понятно. Подобные ситуации могут возникнуть с любым объектом, и чтобы решить проблему, можно попробовать повернуть объект в кадр более узнаваемой стороной, или убрать его из кадра совсем, чтобы не отвлекать зрителя.

Иногда обрезанный объект понятен по контексту – допустим, у вас паттерн (повторяющийся рисунок) с ровно выложенными вилками. Тогда обрезание узнаваемой части с зубчиками у одной вилки уже не так страшно – мозг понимает, что это вилка, потому что рядом есть точно такие же узнаваемые вилки.

Неправильный угол поворота объекта может сыграть злую шутку не только в краю кадра. Допустим, вид сверху бутылки с водой может мешать узнаванию, потому что мы почти всегда видим её сбоку (привычная боковая «грушевидная» форма при виде сверху будет непонятным кружочком). Немного измените ракурс или положите бутылку набок — и проблема решена — форма станет узнаваемой.

Принцип 5: Не уплывай, я всё прощу

Коварной особенностью мобильных камер является то, что они широкоугольные, а значит – чем дальше объект от центра, тем больше он «уплывает» и искажается. И поэтому:

Если вы знаете, что ваш объектив – широкоугольный (на телефонах это почти всегда так), старайтесь располагать важные объекты, пропорции которых вы хотите сохранить, ближе к центру, а если всё-таки нужно оставить не в центре – отходить от них подальше.

Это явление — искажение фотографии по краям — называется дисторсия. Чем ближе вы к объекту, тем больше искажение, а значит, простым решением будет отдалиться от объекта съемки. При этом в кадре появятся «лишние» объекты по краям (то, что вы не собирались брать в кадр), но как раз они исказятся больше всего, вы их обрежете, и искажений в кадре будет гораздо меньше.

Даже если вы хотите поместить главный объект, допустим, в пересечение третей – для идеального сохранения пропорций можно поместить его в центр и отдалиться, а уже при кадрировании вернуть его в нужное место.

Такие искажения очень мешают при съемке человека. Происходит это из-за того, что мы знаем, как должен выглядеть человек, а он выглядит по-другому. Ярчайший пример, с которым вы точно сталкивались – селфи-камеры. Обратите внимание, если на селфи несколько человек, те люди, которые стоят ближе к центру, но дальше от камеры – достаточно хорошо выглядят, а селфи-фотограф всегда страдает больше всех, ведь он находится близко к камере и по краю кадра (а, как мы помним, чем ближе объект – тем больше искажения).

Фотография – не математика, и все правила в ней могут нарушаться в угоду творческому порыву автора. Но если вы новичок в фотографии, соблюдение этих принципов поможет вам сделать свои кадры более интересными и запоминающимися.

И да прибудут с вами «вау, круто, как ты это сделал?»

Анна Зори

Photographer at Expecto SMM

Оцените материал

4.2
5