С любым навыком рано или поздно наступает момент, когда вы уже не задумываетесь о том, что делаете, но при этом делаете это прекрасно. Пианист не отслеживает, на какую следующую клавишу ему нужно нажать. Велосипедист не контролирует удержание равновесия. Опытный кулинар может уйти в другую комнату и вернуться как раз, когда курица готова.
Точно так же и в фотографии — профессиональным фотографам не обязательно носить с собой шпаргалку с правилами композиции или даже осознанно вспоминать их, но фотография всё равно получится красивой и выстроенной по всем правилам.
На написание этой статьи меня вдохновили студенты Компьютерной школы Hillel, которым я преподаю блок по фотографии в курсе Маркетинга в социальных сетях. В их домашних заданиях я часто вижу схожие ошибки, связанные с общей логикой визуального восприятия, которые профессионал никогда бы не допустил. На основании этих ошибок я составила принципы, которые помогут вам вывести качество ваших фотографий на новый уровень и, возможно, даже объяснят, как красиво сфотографировать товар в инстаграм ;)
Принцип 1: Главный объект — наш царь и бог
На мой взгляд, этот принцип — самый важный, и все последующие скорее вытекают из него, или помогают его лучше воплотить. Я сформулировала его так:
На любом фото должен быть главный объект. Если вы не дадите зрителю главный объект, он найдёт что-нибудь сам. А если ничего не найдёт — просто пропустит это фото.
Вряд ли вас устроит ситуация, когда зритель за треть секунды пролистывает раскладку, которую вы выкладывали полчаса (а то и больше). Поэтому каждый раз, когда вы делаете фото (особенно на первых порах), старайтесь отслеживать, есть ли у вас главный объект, и выделяется ли он достаточно, чтобы зритель его «нашёл».
Для того, чтобы это отслеживать, нужно понимать, что вообще бросается в глаза на кадре (а ведь именно наш главный объект и должен бросаться в глаза):
- яркие цвета
- текст
- глаза (человека или животного, не важно)
- резкая (т.е. та, что в фокусе на фото) часть изображения
Хотите вы или нет, если в кадре есть что-то из вышеперечисленного, именно оно и будет привлекать внимание.
Какие частые ошибки тут возникают?
Например, резкость «ушла» с вашего объекта, и он оказался немного размытым. Если что-то размытое, это сигнал для нашего глаза — «ничего интересного», и автоматически внимание переключается на то, что находится в зоне резкости. Об этом нужно помнить, и с помощью резкости направлять взгляд зрителя.
Другая распространенная ошибка — размещение в кадре двух одинаково ярких объектов различных цветов. Предположим, ярко-оранжевый тыква и ярко-синяя сумка. Для нашего мозга это создает определенный ступор — что важнее? Куда смотреть? И то и то яркое, и в итоге главного объекта нет.
Или, допустим, если ваш главный объект — серый кошелек, а вы кладете для атмосферы на фон оранжевый апельсин — все, апельсин теперь главный объект, кошелек забыт.
Как быть, когда хочется яркий фон, и как вообще обмануть систему — рассмотрим подробно в третьем принципе.
Рекомендуем курс по теме
Принцип 2: Не загоняйте бога в угол
Или, если переходить с шуточного языка на более серьёзный:
Главный объект не должен быть слишком близко к краю изображения. Оптимальное расположение — центр или недалеко от центра, в «точках интереса» или на линии золотого сечения.
Правил композиции в фото существует очень много, и совершенствоваться в их соблюдении можно всю жизнь. Но для начала вам будет вполне достаточно двух несложных правил — это правило третей и правило золотого сечения.
Правило третей делит изображение на трети по горизонтали и вертикали, ведь на пересечении этих линий (в «точках интереса») объект будет лучше привлекать внимание.
Правило золотого сечения советует размещать объект на линии золотого сечения, которая образуется при соблюдении пропорции — длина всей линии так относится к большему отрезку, как больший отрезок относится к меньшему отрезку.
Для простоты вы можете просто запомнить расположение первой и самой большой вертикальной линии на рисунке ниже, для начала этого будет вполне достаточно. Если вы будете располагать объекты на этой линии, у вас будет намного больше шансов получить гармоничное изображение. Я чаще использую именно правило золотого сечения.
Рекомендуем курс по теме
Размещение объекта в центре — пожалуй, самый простой, но и самый скучный вариант. Его вполне можно использовать, чередуя с другими видами композиций.
Частая ошибка, связанная с этим принципом — появление яркого «фонового» объекта близко к краю кадра. Он и оказался там, скорее всего, потому, что не очень важен. Но из-за своей яркости именно он привлекает внимание, становится главным объектом и портит всю композицию (хотя задуманный нами главный объект может при этом быть гармонично расположен).
Принцип 3: Яркий элемент — вижу, много ярких элементов — не вижу
Первый принцип мог вызвать у вас в голове массу противоречащих примеров, где фоновые яркие объекты ничуть не отвлекали внимание. Тут-то на арену и выходит третий принцип:
Если ярких объектов одного цвета много, они перестают восприниматься как главные и становятся фоном.
Вот и решение проблемы с синей сумкой и оранжевой тыквой, которая «переманивает» на себя взгляд. Нужно просто добавить несколько тыкв, или любых других оранжевых элементов, и сумка станет единственным ярко-синим элементом на оранжевом фоне. То же самое с серым кошельком и коварным апельсином — если апельсинов на фоне будет много, кошелёк снова станет главным объектом.
Принцип 4: Предмет, кто ты такой, уходи, я тебя не знаю
Этот принцип часто нарушается новичками в фотографии, хотя является достаточно важным. Звучит он так:
Все предметы, которые есть на вашей фотографии, должны быть идентифицируемыми, то есть понятными зрителю. Если предмет непонятен, нужно его повернуть, или вообще убрать.
Чаще всего проблемы с идентификацией на фотографиях предметов возникают на краях кадра. Типичный пример, который я часто привожу на занятиях — вилка. Если вилка выходит за край кадра, и обрезается её верхняя узнаваемая часть с зубчиками, мы не можем понять, что это за предмет. Это ложка, это вилка, это хвост от металлической фигурки кота? 😊 Но стоит нам только повернуть её зубчиками в кадр, и всё становится понятно. Подобные ситуации могут возникнуть с любым объектом, и чтобы решить проблему, можно попробовать повернуть объект в кадр более узнаваемой стороной, или убрать его из кадра совсем, чтобы не отвлекать зрителя.
Иногда обрезанный объект понятен по контексту — допустим, у вас паттерн (повторяющийся рисунок) с ровно выложенными вилками. Тогда обрезание узнаваемой части с зубчиками у одной вилки уже не так страшно — мозг понимает, что это вилка, потому что рядом есть точно такие же узнаваемые вилки.
Неправильный угол поворота объекта может сыграть злую шутку не только в краю кадра. Допустим, вид сверху бутылки с водой может мешать узнаванию, потому что мы почти всегда видим её сбоку (привычная боковая «грушевидная» форма при виде сверху будет непонятным кружочком). Немного измените ракурс или положите бутылку набок, и проблема решена — форма станет узнаваемой.
Принцип 5: Не уплывай, я всё прощу
Коварной особенностью мобильных камер является то, что они широкоугольные, а значит — чем дальше объект от центра, тем больше он «уплывает» и искажается. И поэтому:
Если вы знаете, что ваш объектив широкоугольный (на телефонах это почти всегда так), старайтесь располагать важные объекты, пропорции которых вы хотите сохранить, ближе к центру, а если всё-таки нужно оставить не в центре, отходить от них подальше.
Это явление — искажение фотографии по краям — называется дисторсия. Чем ближе вы к объекту, тем больше искажение, а, значит, простым решением будет отдалиться от объекта съемки. При этом в кадре появятся «лишние» объекты по краям (то, что вы не собирались брать в кадр), но как раз они исказятся больше всего, вы их обрежете, и искажений в кадре будет гораздо меньше.
Даже если вы хотите поместить главный объект, допустим, в пересечение третей, для идеального сохранения пропорций можно поместить его в центр и отдалиться, а уже при кадрировании вернуть его в нужное место.
Такие искажения очень мешают при съемке человека. Происходит это из-за того, что мы знаем, как должен выглядеть человек, а он выглядит по-другому. Ярчайший пример, с которым вы точно сталкивались, — селфи-камеры. Обратите внимание, если на селфи несколько человек, те люди, которые стоят ближе к центру, но дальше от камеры, достаточно хорошо выглядят, а селфи-фотограф всегда страдает больше всех, ведь он находится близко к камере и по краю кадра (а, как мы помним, чем ближе объект — тем больше искажения).
Фотография — не математика, и все правила в ней могут нарушаться в угоду творческому порыву автора. Но если вы новичок в фотографии, соблюдение этих принципов поможет вам сделать свои кадры более интересными и запоминающимися.
И да пребудут с вами «вау, круто, как ты это сделал?»