- 1.У вас более 20 млн абонентов, о которых вы ежедневно собираете информацию. Где вы храните и обрабатываете такие огромные массивы данных?
- 2.Для работы с информацией в таких объемах нужны высококлассные специалисты. Как вы ищете этих людей? Чем их заинтересовываете?
- 3.Какие данные вы собираете о своих пользователях?
- 4.Не нарушаете ли вы право пользователей на конфиденциальность? Как же GDPR?
- 5.Вы предоставляете услуги по подбору целевой аудитории для бизнеса и дальнейшие таргетированные рассылки. Если ваш абонент не хочет получать подобные таргетированные рассылки, может ли он от них отказаться?
- 6.Какая услуга наиболее популярна среди ваших корпоративных пользователей?
- 7.Кого вы считаете своим основным конкурентом? И какие преимущества выделяют вас на рынке?
Компьютерная школа Hillel продолжает серию интервью с руководителями ведущих IT-компаний Украины. Представляем вашему вниманию разговор с Владимиром Рыбалко, начальником отдела CRM и Digital коммуникаций, лидером Big Data Team со стороны маркетинга в Vodafone. Владимир рассказал о том, как компания Vodafone работает с массивами данных и создании Big Data Lab.
— У вас более 20 млн абонентов, о которых вы ежедневно собираете информацию. Где вы храните и обрабатываете такие огромные массивы данных?
Ежесекундно поступает очень большое количество абонентской информации. Поэтому у нас выстроена инфраструктура на базе хранилища данных SAS DWH, интегрированная с основными продуктивными системами для работы с абонентской базой. Для некоторых потоков данных используется HP Vertica. Например, когда клиент не пользуется телефоном, происходит передача данных на сетевое оборудование о регистрации устройства в сети.
Мы планируем развивать инфраструктуру, чтобы увеличить объем анализируемой информации, для работы с «сырыми» потоками данных.
— Для работы с информацией в таких объемах нужны высококлассные специалисты. Как вы ищете этих людей? Чем их заинтересовываете?
Мы ищем выпускников математических специальностей с хорошими базовыми знаниями эконометрики, математической статистики и программирования. А необходимые опыт и навыки они приобретают на практике. У молодых специалистов «горят глаза», есть большое желание учиться новому, экспериментировать. Уровень созидательной энергии зашкаливает. Это вдохновляет всех вокруг и меня лично.
В команде также работают опытные специалисты. Они обучают новых data scientists: помогают разобраться в структуре данных, природе бизнес-процессов. И самое главное — делятся уникальной информацией о полезных «фичах» и специфике моделей.
Новых специалистов интересует возможность приобрести востребованные сейчас на рынке навыки по работе с большими данными, а для этого в Vodafone Украина есть все: массивы информации, современный аналитический инструментарий класса enterprise, опыт и практические задачи. Ничто так не мотивирует сотрудника, как результаты работы, когда твои модели приносят доход.
Мы первыми из операторов создали Big Data Lab — площадку для изучения больших данных и для разработки на их основе новых сервисов, в том числе для привлечения IT-специалистов.
— Какие данные вы собираете о своих пользователях?
Это данные, которые сейчас доступны любому мобильному оператору: информация о звонках, расходы абонента, геоданные, информация о пользовании мобильным интернетом, социальные связи, история контактирования в наших каналах продаж и самообслуживании, прочее.
— Не нарушаете ли вы право пользователей на конфиденциальность? Как же GDPR?
Вся информация является строго конфиденциальной, имеет высокий класс защиты и не может быть использована без согласия клиента. Данные анализируются с целью улучшить качество услуг для наших клиентов, лучше понимать потребности клиентов. И уж точно, данные мы никому не передаем. Vodafone Украина — публичная компания, мы строго соблюдаем требования внутреннего и международного законодательства, включая GDPR.
— Вы предоставляете услуги по подбору целевой аудитории для бизнеса и дальнейшие таргетированные рассылки. Если ваш абонент не хочет получать подобные таргетированные рассылки, может ли он от них отказаться?
Да, клиент может отправить SMS на специальный короткий номер и тем самым отписаться от рекламных сообщений наших партнёров. Мы информируем абонентов о такой возможности.
— Какая услуга наиболее популярна среди ваших корпоративных пользователей?
Сейчас каждая из услуг востребована в своём сегменте и показывает хорошую динамику: скоринг, таргетированные рассылки, анализ клиентской аудитории и прочие. Аналитика больших данных становится для нас одним из очень привлекательных и перспективных направлений бизнеса.
— Кого вы считаете своим основным конкурентом? И какие преимущества выделяют вас на рынке?
Рынок только формируется, и сейчас мы практически не ощущаем конкуренции. Возможно, со временем телеком-операторы будут делить рынок Big Data с другими компаниями, кредитными бюро и исследовательскими агентствами. Информация уже не просто ресурс, она превращается в ценный финансовый актив.
Основными нашими преимуществами являются: уникальность данных, большой охват в связи со спецификой бизнеса и приобретённые за годы работы с абонентской базой навыки моделирования.