Последнее, что мы хотим услышать от руководителя в ответ на наш вопрос, это фраза «я занят/а». Но вместе с тем, последнее, что мы хотим услышать, когда вопросов нет, это «рекомендации», как нам выполнять нашу работу. Знакомо? Мне, к сожалению, да.
Многие из нас с «ценным багажом» постсоветского воспитания не могут похвастаться ни психологической зрелостью, ни уверенностью в себе, и синдром самозванца нашел в нас благодатную почву. Эти особенности создали стереотип: «Важные люди всегда заняты», и вместе с тем поведенческий паттерн: «Все должны видеть, как много я работаю, иначе поймут, что во мне нет нужды».
Добавляли ли вы когда-нибудь в копию письма коллег или руководителей, не потому что они работают над задачей вместе с вами, а просто чтобы продемонстрировать, насколько вы заняты, или что делаете что-то, что должен сделать кто-то другой? Задумывались ли вы над эффективностью такого сотрудничества? То же касается и митингов, на которые приглашают всех, кого только вспомнили.
На самом деле, чем больше людей вовлечено в процесс работы, тем меньше эффективность каждого из них в отдельности. В социологии это явление было описано Максом Рингельманом, и потому оно называется эффектом Рингельмана.
Конечно, занятость менеджера не всегда связана с позерством или желанием выглядеть важным. Лидеры, сталкивающиеся с большим объемом работы, с большим количеством задач и дедлайнов, часто ставят технические обязанности во главу угла, и это может происходить за счет справедливого отношения к подчиненным.
Действительно, все знают о том выражении, что чаще всего люди покидают компании из-за плохих менеджеров, а не из-за самой компании.
Фирма UKG провела исследования среди 3600 респондентов, из которых невероятных 70% указали, что их менеджер имеет наибольшее влияние на их психическое состояние. Столько людей отметили своего партнера или членов семьи. По сравнению с этим семейного врача и психотерапевта отметили менее 50% респондентов.
Очевидно, что ориентация технических задач ценой внимания к подчиненным снижает эффективность всей команды. Не стоит ожидать ангажирования в работу от человека, которому некомфортно.
Лидеры играют немаловажную роль в нашей карьере. Иметь хорошего лидера — это будто выиграть лотерею. У вас не только есть, у кого учиться, но и у вас есть кто-то, кто поддерживает вас и помогает расти.
Плохой менеджер оказывает совсем другое влияние на нас, на наш личный и карьерный рост, наши результаты. Я не всегда имела счастье работать с кем-то, кому я не была безразлична, и тем более ценю поддержку нынешнего руководителя и сама стараюсь приоритизировать своих подчиненных превыше всего.
Если вы те, кто на вопрос «как вы?» в основном отвечает «занят/а», самое время просмотреть ваши приоритеты. Конечно, время от времени мы все в работе, но термин «занят/а» не должен характеризовать вас ежедневно.
Над чем стоит работать, если вы «Very Busy Manager»
- Писать расписание дня/недели и соблюдать его
Если лидер не в состоянии управлять своим временем, то и делать правильные эстимейты для команды или проекта не сможет.
Рекомендуем публикацию по теме
Зачастую успешные менеджеры — дисциплинированные люди с четким распорядком дня, которые достаточно ассертивны, чтобы отказывать брать новые, незапланированные задачи, если они не оправданы для бизнеса.
- Умение делегировать
Если вы заняты техническими задачами, чаще делегируйте и не микроменеджите. Если вы делаете лучшие в мире отчеты или эксель таблицы, научите этому подчиненных. Да, они будут делать это иначе, чем вы. Иначе — не значит хуже. Одна из самых распространенных ошибок менеджеров — это убежденность, что никто не может сделать задачу лучше, чем они. А если это правда, это значит только одно — бездарность в выборе кандидатов.
Если вы заняты бесконечными эскалациями — здесь, опять же, вопрос к вашим умениям собрать команду или принимать непопулярные решения об увольнении и замене. В некоторых случаях ситуацию спасает четкая иерархия — повышение кого-то до тимлида. Что снова означает делегирование.
- Умение фокусироваться на одной задаче столько, сколько нужно
Если кто-то из вас еще не знает горькую правду — наш мозг не поддерживает мультизадачность. Мультизадачностью мы называем умение быстро переключаться. На карьерных консультациях я часто получаю запрос — научиться еще быстрее переключаться.
Рекомендуем публикацию по теме
Мой ответ всегда один — быстро переключаться. При встрече с коллегами писать имейлы и реагировать на сообщения в чате. Или еще хуже — залипнуть в фейсбук, «смотреть» фильм и так «проводить время с семьей». Наши коллеги и близкие заслуживают не кусочки нашего внимания, они заслуживают 100% нас во время общения. Держать фокус на одном процессе — это гораздо более сложная задача, но именно это является самым эффективным способом работы. К тому же, это учит нас приоритезировать, выбирая то, что действительно важно.
- Умение приоритезировать и асертивность
Все вышеперечисленные пункты требуют от нас этих способностей. Что мы добавляем в свой план дня, кому отдадим все наше внимание на встречи или в общении в чате? Что отложим на позже или делегируем? Кому говорим «нет»?
- Умение быть наедине с собой.
Многие из нас вечно заняты, потому что чувствуют тревогу, оставшись наедине с собой и своими мыслями.
Если вы делегировали задачу всем сотрудникам, и все идет как следует, а от этого вам некомфортно — хочется убедиться, проверить, проконтролировать, то вам необходима психотерапия. Моменты тишины необходимы для того, чтобы быть эффективнее. Если от тишины вам плохо — обратитесь за помощью.
Подводя итог, напомню выражение, которому меня в детстве учила тетя, «Festina lente» — спеши медленно.