Любить людей и быть хорошим HR — это одно и то же?

Любить людей и быть хорошим HR — это одно и то же?

  • 5 июля, 2023
  • читать 5 мин
Елена Кравцова
Елена Кравцова Chief People Officer в Aimprosoft, Преподаватель Компьютерной школы Hillel.

Сразу спойлер: нет 🙂

Мы привыкли увязывать профессию HR с понятием любви к людям. Но это не совсем верно.

Само название «Human Resources Manager» объясняет суть позиции: это об управлении человеческими ресурсами. То есть это о том, как искать и нанимать специалистов согласно потребности бизнеса, как их адаптировать и развивать, опять-таки, в соответствии с целями организации. То есть в первую очередь HR — это о бизнесе и его интересах.

Может звучать сложно и не совсем понятно, попробуем разобрать примеры.

Случай 1

Сотрудник-менеджер не приносит ожидаемый результат компании, то есть не является эффективным.

Предположим, что ему предоставлялся фидбек и возможность исправить ситуацию. Но результат все равно неудовлетворительный. Логическое решение — перевести его на другую позицию (понизить в должности) или уволить. Возможно, мы знаем, что у него сложная семейная ситуация, он единственный в семье, кто приносит доход. Как должен действовать HR и в чьих интересах?

В интересах бизнеса, то есть компании. Цель любой организации — это получение прибыли. Следовательно, лучше будет найти человека, который поможет эту прибыль увеличивать.

Конечно, нам может быть сложно с точки зрения человечности. Поэтому с этой стороны любовь к людям может быть минусом, потому что, переживая такие ситуации слишком глубоко, мы можем постепенно выгореть.

Рекомендуем публикацию по теме

Случай 2

У нас есть два кандидата на должность: один из них имеет гораздо больше релевантного опыта, другой — очень хочет получить эту работу, вызывает уважение и, возможно, даже сочувствие — потому что в ходе общения с ним мы понимаем, что он достаточно давно в поиске, но попытки устроиться пока неудачны.

Предположим, что наличие опыта для нас критично, это пожелание заказчика вакансии — найти кандидата соответствующего уровня, которого не нужно будет обучать. Кого выбрать?

Как говорится, хороший человек — это не профессия. Поэтому выбор очевиден — и это снова может быть сложно чисто с человеческой точки зрения.

Вообще выражение «любить людей» можно понимать по-разному. Если разобраться, то чаще всего в это понятие вкладывают, в частности, следующие вещи:

  • Понимание людей
  • Создание положительной атмосферы
  • Разрешение сложных или конфликтных ситуаций, предотвращение таких ситуаций
  • Защита интересов работников
  • Реагирование на нужды работников

И все это не обязательно именно о любви. На мой взгляд, HR — это тот, кто должен хорошо понимать людей: их потребности, мотивы, настроение. И как и в любой другой профессии, важно любить процесс работы и получать от него удовольствие.

Если говорить о базовых soft skills менеджера по персоналу, то они должны быть следующими:

  • Навыки коммуникации. Это умение доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, начинать, поддерживать и завершать разговор.
  • Навыки активного слушания — умение слушать и воспринимать информацию, демонстрировать понимание собеседника.
  • Гибкость — умение найти подход к любому человеку в зависимости от типа его личности, настроения, ситуации.
  • Стрессоустойчивость. HR — одна из самых стрессовых профессий. Это очевидно: в частности, HR приходится сообщать не всегда приятные вещи для сотрудника и сталкиваться с разными эмоциями. Также следует понимать, что всегда найдутся недовольные (даже если кажется, например, что последний ивент был классным, а запланированное обучение принесет сотрудникам пользу). Поэтому специалисту по персоналу очень важно быть готовым к разным ситуациям и одновременно уметь поддерживать свое ресурсное состояние.
  • Системное мышление. Это критическое отношение к своим ошибкам, умение брать на себя ответственность, видеть заранее и понимать причинно-следственные связи.
  • Эмпатия. Это умение понимать чувства и эмоции другого человека, сочувствовать и сопереживать. И это вовсе не означает, что HR, понимая потребности и чувства определенного сотрудника, будет делать все, чтобы удовлетворить эти потребности.

Итак, менеджер по персоналу — это не психолог, не коуч и не адвокат. Это человек, помогающий бизнесу развиваться с помощью грамотного управления человеческими ресурсами.

Хороший HR не обязательно любит людей, но понимает, уважает и умеет помогать раскрыть потенциал в рамках компании ради совместного достижения целей.

Рекомендуем курс по теме