Особенности коммуникаций на проекте для РМ

Особенности коммуникаций на проекте для РМ

  • 22 июля, 2022
  • читать 7 мин
Дмитрий Куценко
Дмитрий Куценко Senior Project Manager в Luxoft, Преподаватель Компьютерной школы Hillel.

Как говорится: «Язык до Киева доведет». А к чему на проекте могут довести проектного менеджера его коммуникации и какие вообще функции проджект менеджера важны в коммуникации?

Тема коммуникаций на проектах давно рассматривается в десятках, если не сотнях, статей, а также в десятках книг, разъясняется в различных видео блогах, поднимается на митапах и конференциях. Так что по этой теме существует достаточно доступных материалов. Здесь я хотел бы рассказать о том, каким образом проектному менеджеру можно направлять свою коммуникацию для достижения большей пользы, потому что правильное управление коммуникациями — одна из особенностей управления ИТ проектами.

To make the most of it.

Что делает проджект менеджер? Как известно, у проектного менеджера есть три основных направления коммуникаций: заказчики, команда и руководство.

Выстраивание правильной коммуникации в каждом из этих направлений должно иметь свою цель и свой стиль. В свое время, будучи еще в роли Junior Project Manager с обязанностями бизнес-аналитика вдобавок, я столкнулся с тем, что писать стейкхолдерам проекта, оказывается, приходится достаточно много и часто.

Что ж, подумал я, это отличная возможность улучшить навыки коммуникации в электронной переписке. Параллельно подтягивались навыки вербальной коммуникации, разрешение конфликтов и т.д.

Итак, коммуникации, как все из сферы soft skills, нужно подтягивать не только теорией, но и постоянной практикой.

Practice makes perfect!

Но давайте сделаем один шаг назад и рассмотрим, для чего вообще нужна коммуникация на проекте? Что мы все получаем от того, что задаем кому-то вопросы или доносим свои мысли?

Основными ответами являются:

  • Выяснение и уточнение требований
  • Увеличение понимания поставленных перед ними задач, ожиданий и проекта в целом
  • Выяснение и утверждение приоритетов
  • Решение спорных вопросов
  • Получение согласований, фидбеков
  • Информирование об успехах, рисках и проблемах
  • Помощь в каких-либо операциях

А также дополнительно мы можем получить:

  • Построение продуктивных отношений со всеми участниками коммуникаций
  • Увеличение прозрачности, о которой часто беспокоятся стейкхолдеры, а также рост доверия вследствие этого
  • Мотивацию команды
  • Возможности делегирования задач
  • Предупреждение возможных проблем в будущем

Четыре важных вопроса

Итак, впоследствии я пришел к тому, что если я хочу действительно качественной и продуктивной коммуникации, то каждый раз должен задавать себе несколько важных вопросов, а именно:

  • Какую конкретно проблему или какой вопрос пытаюсь решить?
  • Какая на самом деле от этого будет польза для проекта?
  • Кого касается эта коммуникация?
  • Как лучше подать нужную информацию или задать вопрос?

Давайте разберем каждый из этих пунктов подробнее. Почему они так важны?

Добавляем конкретику

Первый — конкретика — говорит нам о том, что почти каждый раз, беспокоя стейкхолдеров, членов вашей команды или руководство, вы так или иначе пытаетесь решить какой-то вопрос или, может, уже проблему.

Поэтому старайтесь не слишком отвлекаться на персоналии, на второстепенные вещи, на какие-нибудь другие незначительные моменты. Держите в фокусе ваш пока открытый вопрос или нерешенную проблему, не распыляйтесь.

И что еще более важно — четко понимайте вашу цель и направляйте месседж к ней. Также максимально понятно формулируйте ваш месседж доступным и понятным для адресата языком. Пусть ваши сообщения будут такими, которые нельзя трактовать каким-либо другим образом, чем вы того хотели. Иначе рискуете попасть на дополнительный раунд объяснений того, чего вы хотели.

Avoid ambiguity and hit the target!

Думайте о пользе для проекта

Второй пункт — польза для проекта — просит вас каждый раз валидировать, несет ли данная коммуникация реальную пользу для проекта? Если нет, то для чего она?

Может быть, это вообще во вред? А может быть, это просто еще один small talk для большего понимания вашего собеседника. Как только вы поймете себе реальную пользу той или иной коммуникации, в которой вы участвуете, научитесь и приумножать ее со временем.

Пытайтесь делать ваши месседжи meaningful and really useful.

Учитывайте весь круг лиц

Третий — кого касается — учитывайте по возможности весь круг лиц, которых ваша коммуникация касается, кого она, возможно, коснется, а также тех, кому о ней знать не следует.

Всегда проверяйте и проверяйте, кто приглашен и присутствует на митинге, кто стоит в адресатах ваших мейлов, кто в копии, а кто может еще и в скрытой копии, или вы пишете в чате, где больше двух человек.

Подумайте, всех ли вы пригласили, известили, со всеми ли уже проконсультировались, должно ли это место для текущей коммуникации, или наоборот есть «лишние» люди в текущем канале коммуникаций и т.д.

Keep track of all affected!

Контролируйте подачу информации

Ну и последнее — подача — то, как именно вы доносите информацию или спрашиваете.

Несмотря на то что у каждого проектного менеджера свой стиль коммуникаций, гораздо важнее попадать в привычный стиль стиль общения адресата, учитывать нюансы его психотипа, время коммуникации, загруженность, срочность и другие фактры.

Также можно использовать небольшие лайфхаки.

Например, когда необходимо прокоммуницировать не очень хорошие новости, можете следовать так называемому принципу «сэндвича»: хорошее-плохое-хорошее. В этом случае сначала идет немного положительной информации, далее собственно проблема или плохая новость, да и в конце немного «сахара».

Подводя итоги этой статьи, могу сказать, что от качества вашей коммуникации зависит очень многое на проекте, и потому не стоит забывать о какой-либо возможности ее улучшить.

Нелишне будет начать готовиться к вашим митингам заранее, также иногда не лишним будет даже написать план будущей речи или ее короткие тезисы.

Это полезно тогда, когда вы что-то собираетесь презентовать или, как говорится, «продать», особенно если решение непопулярно. Исследуйте ваших адресатов по психотипу каждого и, соответственно, лучшего метода коммуникации с ними. Выберите удобное время и канал для несрочных сообщений и самый эффективный путь для неотложных.

Учитывайте вышеприведенные пункты и улучшайте дела на проекте через более эффективные коммуникации изо дня в день!

Рекомендуем курс по теме