Укр
Бизнес-анализ: как перестать терять время и деньги

Бизнес-анализ: как перестать терять время и деньги

  • 26 февраля, 2018
  • читать 4 мин
Данил Хвостенко

В интернете вы найдете множество исследований на тему бизнес-анализа и бизнес-аналитики. Вас научат составлять сложные графики, продумывать модели и анализировать аудиторию. Но я хочу посмотреть на него с практической стороны.

На своем примере я расскажу, как с помощью BA мне удается решать множество проблем и вопросов, неизбежно возникающих в процессе разработки. И как в результате я нашел способ минимизировать риски, сохранить время и увеличить доход в it бизнесе.

В быстром темпе

Так сложилось, что по роду своей деятельности я начал работать с несколькими небольшими командами как консультант, project manager и BA. Наконец, я как аналитик в IТ пришел к тому, что могу провести весь проект от предпродажи до окончания со своей или сторонней командой.

Я не мог не заметить, что во многих компаниях эстимейт появляется из воздуха, проектирование отсутствует полностью, дизайн делают дизайнеры-художники, а ТЗ не пишутся совсем. Компании ищут дизайнеров, которые будут сразу рисовать хорошо, и хорошо, если это в рамках ТЗ. Что из всего этого выливается, понять не сложно.

Все дело в том, что работа по проектированию — низкооплачиваемая. Только представьте себе: человек, который отвечает за построение системы, считается бесполезным и невостребованным. Неудивительно, что такой же становится и система.

Слишком много пробелов

Если вы занимаетесь разработкой, то скорее всего, тоже сталкивались с подобными проблемами в начале проекта:

  • некогда делать адекватную оценку или не хочется тратить на это время, на случай если проект не зайдет;

  • страх взять проект, поскольку у заказчика плохое или не до конца понятное ТЗ;

  • сложно объяснить клиенту, почему стоит применять те или иные функции, почему у вас такой рейт или откуда берется эта стоимость. Если вкратце — сложно продать;

  • при последующей работе или при получении проекта со стороны, всплывает множество неизвестных, овертаймы, работа в ноль и очередной «опыт».

Эти вопросы хорошо знакомы всем лицам, ответственными за старт проекта, и доставляют немалый дискомфорт. Попробуем разобраться, откуда они берутся.

Общение с клиентом, или Что нужно Джону?

Для начала рассмотрим несколько предложений со стороны клиента. К примеру, возьмем что-то очень популярное (интернет-магазин) и более сложное (небольшая CRM или startup). В основном, я работаю в этих направлениях, но данный подход также адаптируется под другие ниши.

Случай 1: Интернет-магазин

Привет,

Меня зовут Джон. Я хочу магазин, как shop.com, только по продаже обуви.

В результате наш клиент получит десятки похожих предложений, пусть и хорошо описанных, с хорошими ссылками, но выглядящих примерно одинаково:

Привет, Джон!

Мы пилим самые крутые магазины на Мадженте.

Посмотри наши 10к ссылок! Мы легко создадим похожий за 2 месяца и 10 штук.

Привет Джон, а мы создаем магазины на Opencart за 2 месяца и 3к.

Правда в том, что Джон абсолютно не понимает разницы между WP, Opencart, Magento и другими технологиями. Джону просто нужен магазин.

Но и вы не понимаете, что находится под капотом у shop.com и что из этого может понадобиться Джону. Вы пытаетесь предложить ему стандартную модель, которую вы успешно продаете, и прорваться сквозь десяток подобных предложений.

Самое главное, что клиенту не понятно, в чем же выгода от работы с вами, когда он получит еще 10 типичных и альтернативных вариантов.

Мои действия

Я начинаю общаться:

  • Расскажите немного о том, что вы продаете?
  • Какая специфика в выборе вашего товара? О чем чаще всего спрашивают у вас покупатели?
  • Правда, было бы здорово, если бы покупатель мог получить ответы на эти вопросы прямо на сайте?

Что на первый взгляд кажется пустой тратой времени, позволяет выделится из толпы и дать понять, что вы собираетесь сделать не двадцатый сайт в вашем портфолио, а что-то интересное и полезное для его бизнеса.

Нет необходимости заявлять клиенту, что мы профессиональнее других профессионалов и о десятке лет опыта. За эти десять лет многим так и не удается создать ничего стоящего.

Важно, чтобы клиент поверил, что вы выложитесь именно для него, и он получит что-то уникальное.

Ваша основная задача — заставить заказчика сомневаться в остальных и вывести его на диалог.

Случай 2: CRM

Добрый день, меня зовут Крис, и мы хотим запустить CRM для тех, кто сдает недвижимость на шведском рынке.

Сколько бы стоил такой проект?

И вновь голые цифры либо разработка методом Agile (time and material).

Мои действия

Вместо этого можно задать пару вопросов:

  • Какие у вас есть конкуренты, в чем, по-вашему, их плюсы и минусы?
  • В чем будет уникальность вашего проекта?
  • Какова бизнес-модель?

Вопросов может быть не слишком много для начала, но они должны быть по существу. А в конечном счете дать представление о количестве дыр в текущем описании, ТЗ или списке фич.

Для чего это нужно? Для того, чтобы приступить к бизнес-анализу.

Рекомендуем курс по теме

Преимущества бизнес-анализа, или С чего начать

Итак, задачи аналитика начинаются с вопросов, общения с клиентом и выявления ключевых точек. Далее я создаю ТЗ/спецификацию, прототипы (wireframes) и подробный эстимейт проекта с командой (для крупного проекта он также разбивается на стадии).

В зависимости от направленности проекта также создаются дополнительные документы (блок-схемы, карта сайта).

Что это дает клиенту:

  • бюджет, основанный на каких-то данных;
  • план дальнейшего развития проекта (я всегда закладываю ряд функций и предложений на будущее);
  • понятную структуру и список функциональности;
  • избавление от гипертрофированного пула рисков;
  • команду, которая не хочет просто впихнуть, запилить и избавиться.

Что это дает команде и мне:

  • оправданный эстимейт и документацию со старта;
  • возможность не делать ее бесплатно во время работы над проектом;
  • понимание проекта, рисков и сложностей;
  • оценку адекватности и платежеспособности клиента с минимальными рисками;
  • наглядное подтверждение экспертизы и рейтов;
  • планируемую дату запуска проекта;
  • потенциальный список функционала на будущее и почву для размышлений над ним.

Это очень краткий список, но в целом он раскрывает все преимущества такого подхода.

Что получилось

Спустя некоторое время выяснилось, что все клиенты, которым я делал такой анализ, хотят работать со мной. Причем, после него вопрос рейта уже не поднимался. Клиент понимал, что уже не найдет человека, который будет так же хорошо понимать его проект и его боли, как я, будет предлагать идеи по улучшению и сопереживать. В итоге команды, с которыми я сотрудничаю, начали передавать мне ведение этих проектов и их дизайн.

На данный момент в моих начинаниях мне помогают уже несколько человек, которые прошли курсы Бизнес-анализа онлайн, и это, наверное, самый интересный опыт, который я получал за последнее время. Ведь мне действительно приятно окунаться в каждый проект, думать, анализировать и наблюдать, как мои идеи воплощаются в жизнь, а проекты используются.

Надеюсь, моя статья показалась вам полезной. Я буду рад, если вы поделитесь своим опытом и знаниями по этому вопросу. Мне искренне интересно, как стадия БА проходит в других командах.