Министерство образования и науки Украины в сотрудничестве с Министерством цифровой трансформации Украины разработали инструктивно-методические рекомендации по внедрению и использованию технологий ИИ в учреждениях общего среднего образования.
Этот документ создан на основе международных практик изучения информационных технологий в школах. Над ним работали 30 экспертов по разным направлениям: представители МОН, школ, ВУЗов, общественного сектора и научные работники.
С радостью делимся и вместе с тем гордимся, что одним из стейкхолдеров был Никита Мельник — преподаватель курса Generative AI в Hillel IT School, Business Analysis Manager в EPAM. Пообщались с Никитой об идее проекта, возможности использования и пользе для учащихся.
Когда рекомендации начнут использовать в школах?
Рекомендации были созданы весной 2024 года. Тогда же, по прогнозам, их планировали начать использовать уже в 2024-2025 учебном году.
Почему решили присоединиться к проекту?
Нет сомнения, что с ИИ будет связано очень много аспектов и сфер нашей жизни. Уже связано. И то, что школьная область образования уже заинтересована в грамотном использовании этого инструмента и делает что-то для соответствующего решения вопросов — это важное и очень прорывное решение.
Конечно, мне было интересно поучаствовать в таком проекте. Как эксперту, обладающему релевантными знаниями и как гражданину, который будет рад, если его опыт может быть полезен в государственном образовании.
Относительно опыта: у меня есть кейсы по внедрению генеративного ИИ в бизнес-процессы организаций и преподавания. Рад, что эти навыки уместны для участия в инициативе.
Какова основная цель проекта?
Предоставить рекомендации, как учреждениям среднего образования и непосредственно учителям использовать генеративный искусственный интеллект в учебном процессе. Пока использование ИИ в школах никак не регламентировано, поэтому важно было структурировать рекомендации в официальном документе.
Какие процессы обучения в системе государственного образования нуждаются в привлечении ИИ?
Рекомендации являются гибкими, поэтому учителя могут самостоятельно решать для каких именно тем или методов обучения следует привлечь ИИ.
Важно не формальное использование ИИ на занятиях, а его привлечение тогда, когда это будет положительно влиять на эффективность.
Как планируется использовать ИИ? Для кого он должен стать ассистентом и в чем?
ИИ должно стать помощником для всех участников учебного процесса: учителей, учащихся, администрации. По прогнозам, использование ИИ будет отличаться в каждой из школ, в зависимости от направления и потребностей учащихся. Поэтому в документе не прописаны строгие требования и правила. Он является эффективной инструкцией, которую школа может применять по своему усмотрению.
Дети ещё со школы будут изучать ИИ?
Это зависит от программы, но в планах, чтобы участники учебного процесса могли целесообразнее использовать инструменты генеративного ИИ для определённых задач. Например, учителя могут применять ИИ для генерации тестов, проверки домашних заданий, уменьшения операционной работы и т. д.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО
ЮНЕСКО обнародовало первое руководство по применению генеративного ИИ в сфере образования. Организация призывает правительства стран взять на себя ответственность за контроль технологий, а именно защищать конфиденциальность данных и устанавливать возрастные ограничения для пользователей.
Организация выступает против использования ИИ в случаях, когда он лишает учащихся возможности развивать когнитивные способности и социальные навыки посредством наблюдений за реальным миром, эмпирических практик, таких как эксперименты, дискуссии с другими людьми и независимые логические соображения.
В своих рекомендациях ЮНЕСКО подчёркивает необходимость одобрения правительствами учебной программы ИИ для школьного образования, профессионально-технического и высшего образования.
Вот почему важным этапом применения ИИ в образовании является ознакомление прежде всего педагогов с его возможностями.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА
В 2020 году Всемирный экономический форум определил восемь ключевых трансформаций, необходимых для повышения качества образования в эпоху Четвёртой промышленной революции — Рамочная программа образования 4.0.
Поскольку искусственный интеллект становится определяющей технологией этой эпохи, мы можем ускорить его внедрение в образование.
ВЫВОД
Цель рекомендаций для данного кейса в Украине — распространение принципов и подходов к ответственному использованию систем ИИ в общем среднем образовании. Речь идёт о соблюдении профессиональных нравственных стандартов и прав человека. Повышение осведомлённости учителей и учащихся о возможных рисках и вызовах поможет эффективно использовать ИИ без нарушения принципов академической добродетели.