Укр
5 критических ошибок начинающих QA инженеров

5 критических ошибок начинающих QA инженеров

  • 25 марта, 2022
  • читать 10 мин
Вячеслав Сахаров
Вячеслав Сахаров Release Manager в Customertimes

В сети часто встречаются материалы о том, какими навыками должны обладать начинающие тестировщики. Реже говорят о том, что может вам помешать на этом тернистом пути.

Сегодня я хотел бы озвучить те нюансы, которые вам стоит держать в уме, начиная свою карьеру QA, чтобы не облажаться.

Неправильное отношение к ошибкам

Самый страшный грех для человека, чья работа напрямую связана с этим неприятным феноменом.

Искаженное восприятие ошибок — частая проблема и со стороны тестировщиков, и со стороны разработчиков.

Первые часто склонны сводить свою работу к поиску багов и ломанию продукта, вторые — воспринимать найденные ошибки не как строгую констатацию факта, а как личную обиду. Даже по отдельности эти два похода обрекают процесс работы над ошибками на провал. Вместе — это почти приговор качеству продукта.

Звучит фатально, но, к счастью, этого можно легко избежать. 

Мы не способны изменить психологию людей и способ их реагирования на ошибки. Мы можем только учитывать это в своей работе и быть понимающими, и это еще ни одной коммуникации не навредило.

Для этого всегда держите в голове вашу главную задачу: ваша миссия — не сломать продукт и ткнуть других людей носом в их ошибки, а помочь продукту стать лучше!

Если вы нашли, то что расцениваете как баг, и не знаете что с ним делать, задайте себе вопрос: если я его зарепорчу, и мы примемся его исправлять, станет ли продукт от этого существенно лучше? Если ответ «нет», то это не баг — это фича.

Рекомендуем публикацию по теме

Неправильная расстановка приоритетов

Эта ошибка частично вытекает из предыдущей.

Старайтесь не зарываться в детали с самого начала и постарайтесь посмотреть на проект глобально. Очертите для себя в голове бизнес потребности продукта, специфику работы вашей команды, бюджеты, графики и тому подобное.

То, что у задач есть приоритетность для вас не новость. Новостью может стать то, что она меняется. И для того, чтобы вовремя замечать эти изменения, старайтесь держать руку на пульсе событий в вашей компании и потребностях конечного потребителя. Будьте гибкими и постоянно анализируйте все вводные. Тогда вы всегда будете знать, что требует вашего внимания здесь и сейчас, а что можно пока отложить на потом.

Сначала проверяйте положительный сценарий! Самое главное для любой команды — знать, может ли потребитель достичь ожидаемого результата с помощью нашего продукта. Если положительный сценарий сработал — можете переходить к тестированию негативных.

Отсутствие навыка работы со временем и объемом задач

Хотелось бы порадовать вас словами, что способность точно оценивать объем задач и время придёт с опытом, но это так только отчасти. Чем более опытным становится специалист, тем он осторожнее в своих оценках. Так что на первых порах просто помните — лучше уж переоценить задачу, чем капитально недооценить.

Самое главное, что вам стоит усвоить: не бывает исчерпывающего тестирования. Но оно никому и не нужно.

Тестирование должно быть полезным. И тут мы снова обращаемся к предыдущему пункту. Не стремитесь заложить время на все и сразу — это не амбициозно, а глупо. Сперва определите важное и срочное, затем распланируйте, соблюдая баланс. Если останется время, потратьте его на проактивность и креативность.

Рекомендуем публикацию по теме

Халатность в ведении документации

Аджайл манифест напрямую заявляет, что поставка продукта приоритетнее исчерпывающей документации. Что совсем не означает, что теперь мы ее вообще не пишем.

Бюрократия во всем мире нанесла непоправимый урон мышлению людей, так что желание избежать этой возни естественно. Я могу вас понять! Тем не менее, документирование — очень важная часть работы, и очень полезная, если правильно на нее посмотреть.

Любые задачи становятся менее противными, если найти в них личную пользу. Конкретно для вас ведение документации полезно по следующим причинам:


  1. Всего в памяти не уберечь. Документирование проделанной работы убережет вас от повторений. Делать одно и то же несколько раз, потому что забыл результат или вообще забыл, что уже это делал — неблагодарный труд.
  2. Когда вы придёте на проект и увидите чью-то заботливо оформленную для вас документацию, которая станет для вас опорой и поддержкой в непростые времена адаптации к новому проекту — запомните это чувство и подарите его вашим последователям. Относитесь к этому как к рабочей этике — это неизбежно и необходимо для вас, для ваших коллег — для всех!
  3. Последовательный, стабильный и продуктивный рабочий процесс невозможен без документации и мониторинга. Хаос и путаница будут накрывать вас волной срочных дел, отбирая любые шансы выкроить время на саморазвитие, обучение, креативность и внедрение улучшений.

В общем, выбирать вам: вести документацию и держать ее в порядке — зрелый выбор. Вы либо начнете это делать с самого начала, либо потом к этому все равно придёте.

Но я бы советовал уже сейчас начинать вырабатывать эту привычку.

Переоценка конечных результатов

Очень приятно подвязывать свою работу к каким-то майлстоунам и тешить себя списком выполненных задач. Но эта история не про тестирование, как и не про разработку в целом.

Когда деды вашего проекта просят вас после релиза перепройти тесты, которые вы уже проходили — это не потому, что у них с памятью плохо стало. Поверьте, все меняется.

Не цепляйтесь за полученные результаты и не прекращайте перепроверять важнейшие для бизнеса и продукта функции. Чем раньше вы примете необходимость повторять проделанную работу снова и снова, тем проще будет относиться к этому как к медитации.

Рекомендуем курс по теме

Список можно, конечно, и продолжить, но в этом материале я постарался сконцентрироваться на том, для чего вам нужна осознанность, а не опыт.

К чему-то вы придёте сами, опытным путем. Какие-то практики вы можете начать внедрять уже сейчас. Намного проще сразу формировать здоровое рабочее мышление и привычки, куда сложнее их исправлять.