- 1.Вступление
- 2.Почему заблокировали TikTok?
- 3.Последствия блокировки для пользователей: что будет, если TikTok запретят окончательно?
- 4.Масштабная программа монетизации
- 5.Влияние на глобальную культуру
- 6.Конкуренты TikTok: кто выиграет от блокировки?
- 7.Влияние на украинский сегмент TikTok
- 8.Что дальше?
19 января 2025 года в США заблокировали социальную сеть TikTok из-за нового федерального закона, который запрещает программы, контролируемые иностранными государствами. Блокировка была временной, но шума она навела немало. Сервис был недоступен в США в течение 12 часов. И почти сразу Дональд Трамп объявил об отсрочке запрета.
ПОЧЕМУ ЗАБЛОКИРОВАЛИ TIKTOK?
Главной угрозой для США стали опасения по поводу сбора данных американцев китайской компанией ByteDance и возможной передачи этих данных правительству Китая. Однако не менее важным фактором является распространение неконтролируемой пропаганды и дезинформации.
TikTok часто критикуют за отсутствие жёсткой модерации, что позволяет фейковому контенту быстро становиться вирусным. Знакомым для нас примером являются многочисленные фейки о войне в Украине, которые создают искаженную картину событий и наносят ущерб информационному пространству.
ПОСЛЕДСТВИЯ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ TIKTOK ЗАПРЕТЯТ ОКОНЧАТЕЛЬНО?
По версии New York Post, TikTok имеет около 170 миллионов пользователей в США. Все они столкнулись с сообщением о том, что платформа недоступна в их регионе. Важно отметить, что даже использование VPN не помогло обойти блокировку, так как доступ ограничивался по геолокации аккаунтов. В случае окончательного запрета они потеряют доступ к одному из самых популярных каналов для развлечений, самовыражения и заработка.
Масштабная программа монетизации платформы позволяет авторам зарабатывать значительные суммы на контенте. Например, топовые креаторы могут получать тысячи долларов за вирусное видео благодаря прямой монетизации и брендированным интеграциям. Если TikTok будет заблокирован навсегда, это может привести к:
- потере доходов для тысяч креаторов;
- снижению эффективности рекламы для малого бизнеса;
- ограничению новых возможностей для стартапов, которые развивались благодаря платформе.
Даже временный запрет уже вызвал рост интереса к конкурентам — Instagram Reels и YouTube Shorts, которые могут переманить аудиторию. Однако их алгоритмы пока не обеспечивают такой же уровень охвата, как TikTok.
ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ
TikTok стал ключевым драйвером музыкальных и видеотрендов. Платформа является максимально эффективной экосистемой для продвижения музыки, кино и других видов творчества, что трудно реализовать в Instagram или YouTube. Полный запрет TikTok в США может ограничить доступ к новым трендам и культурным феноменам.
Вспомним кейс с удалением каталога Universal Music из TikTok в 2022 году. Он показал, насколько платформа зависит от доступа к популярному контенту. Тогда количество видео с популярной музыкой резко уменьшилось, а авторы потеряли доступ к ресурсам, которые делали их ролики вирусными. Аналогичный эффект может иметь полное блокирование платформы в США.
КОНКУРЕНТЫ TIKTOK: КТО ВЫИГРАЕТ ОТ БЛОКИРОВКИ?
Основными альтернативами являются Instagram Reels и YouTube Shorts. Однако эти сервисы пока не могут обеспечить такой же уровень алгоритмического продвижения контента, как TikTok. Это даёт преимущество Facebook и Google в борьбе за аудиторию коротких видео, но им ещё предстоит доработать свои инструменты, чтобы удовлетворить креаторов.
ВЛИЯНИЕ НА УКРАИНСКИЙ СЕГМЕНТ TIKTOK
Американский рынок задаёт тренды для глобальной аудитории TikTok. Хотя украинские пользователи создают уникальный контент, значительная часть трендов (от музыки до новых форматов видео) приходит из США. Поэтому в случае полного запрета TikTok в американском сегменте мы можем ожидать глобальных изменений алгоритмов для нашего региона.
Рекламный рынок тоже ждут изменения. Если TikTok потеряет часть влияния, рекламные бюджеты могут переместиться на другие платформы, что повлияет на инфлюенсеров и маркетологов.
Эксперты прогнозируют, что в случае полного запрета TikTok, платформы, такие как Instagram и YouTube Shorts, могут получить значительную долю пользователей и рекламных доходов, которые ранее принадлежали TikTok. Согласно исследованию Emarketer, Instagram может обеспечить более половины рекламных доходов Meta Platforms в США в 2025 году, что свидетельствует о растущей популярности платформы и её привлекательности для рекламодателей.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Ещё в тот же день 19 января Дональд Трамп объявил, что запрет отложен на 90 дней для проведения переговоров. Если ByteDance согласится на требования продажи части TikTok, платформа может избежать полного блокирования. Однако логичным будет считать, что даже временный запрет нанесёт серьёзный удар по бизнес-модели сервиса и доверию пользователей.