- 1.Когда ты увлекся программированием?
- 2.Ты продолжаешь что-то собирать?
- 3.И как успехи с проектом?
- 4.Кроме лагеря, ты закончил еще курсы?
- 5.Что тебе понравилось на курсах и в программировании?
- 6.Есть ли что-то интересное в школе?
- 7.Как удавалось совмещать учебу в школе и курсы?
- 8.Как удается сейчас совмещать школу и работу?
- 9.Ты уже понял, чем хочешь заниматься?
- 10.Когда ты начал работать?
- 11.Как начал работать в Hillel?
- 12.Как родители восприняли идею о работе?
- 13.Какие планы на будущее?
Современные родители много думают о будущем своих детей.
Это естественно, особенно при огромном выборе дополнительных занятий, спортивных секций и детских курсов.
Однако следует относиться к выбору внешкольных занятий осознанно, прислушиваясь к ребенку, зная его увлечения и трезво оценивая количество его свободного времени.
Герой этого интервью — 16 летний Саша, он учится в 11 классе и закончил 7 курсов по программированию для детей в Hillel IT School, а сейчас работает Back-end разработчиком.
Расспросили нашего самого юного сотрудника о любви к программированию, собственных проектах и планах на будущее.
Когда ты увлекся программированием?
Я с раннего возраста увлекался мелкой электроникой, думаю, у меня появилась тяга к инженерии благодаря конструкторам «Знаток». Но мама понимала, что мне не хватит таких простых вещей.
Когда мне было 11 лет, мама увидела рекламу детского лагеря Школы Hillel, где учат программированию, и я захотел записаться.
После первого же занятия я подошел к преподавателю Юре и спросил у него, получится ли у меня поработать с платформой Arduino (учебная платформа для разработки — прим. ред.), ведь мне казалось, что это сложная задача, но он мне помог разобраться в ней.
После этого разговора мы с мамой пошли в магазин радиоэлектроники и купили Arduino.
Когда приехали домой, я ее сразу побежал подключать. Оказалось, что мне повезло, что она заработала с первого раза, так обычно не бывает.
В тот же день я на ней запустил первую программу, собрал все, что только можно было подключить, а на следующий день уже показывал преподавателю на курсах, что у меня получилось.
Практически каждый день мы ходили с мамой после курсов покупать различные детали, и вот уже 5 лет я увлекаюсь инженерией.
Ты продолжаешь что-то собирать?
Да, сейчас делаю систему типа «умный дом» — она состоит из камеры, управления уличным светом и поливом.
В готовых системах нет того, что я искал — я не нашел камеру, которая будет крутиться в разные стороны, снимать таймлапс, реагировать на движение и присылать видео в Telegram, а даже если такие и есть, собрать самому было интереснее.
И как успехи с проектом?
Я продолжаю над ним работать, несколько модулей уже функционируют. В апреле я начал тестировать систему, до этого на даче экспериментировал с автоматическим поливом, у меня было 4 версии.
Первая была простой, но уже не на Arduino, а на AVR микроконтроллере, Attiny13. У нее не было интерфейса управления, только кнопка запуска насоса и датчик дождя. Настройки интервалов проводились прямо через прошивку. Система была полностью автономной и питалась от солнечных панелей и аккумуляторов, не используя сеть.
На следующий год я ее полностью переделал. Она была собрана снова на ардуиновском контроллере Atmega 328, имела сравнительно удобный интерфейс настройки в виде дисплея и нескольких кнопок.
В следующем году я снова ее пересобрал на wi-fi модуле подключил к интернету через 4G модем, а зимой, когда полив был не нужен — добавил камеру, которая включалась каждые 30 минут и делала фотографию для таймлапса.
Однако когда началась зима, стало понятно, что питания от солнечных панелей будет недостаточно даже для включения раз в час. Тогда пришлось подключить систему к сети.
А дома из действующих проектов — система аварийного освещения при отключениях электричества и умный источник бесперебойного питания для роутера.
Кроме лагеря, ты закончил еще курсы?
Летом 2016 года я учился во Front-end лагере, там мы делали простые сайты, немного затронули JS, учили CSS и HTML. Осенью того же года я пошел на более продвинутый курс по Front-end.
Весной 2017 запустили запустили два детских курса — один по созданию игр, второй — по созданию сайтов, оба по веб-технологиям. Я выбрал сайты, там изучали уже более серьезные технологии, например, jQuery, хоть она сейчас уже устарела.
Летом 2017 года пошел на курс по созданию видео, а летом 2018 — пошел на курс «Основы Java», осенью — на Ruby Dev для школьников.
В 2019 году был еще Front-end первого уровня и Java второго, в весной 2020 года, когда я пошел на Front-end второго уровня, уже начался карантин, и занятия перенесли в Zoom. Меня еще удивило то, как быстро добавили интеграцию с Zoom в LMS Школы.
Осенью того же года пошел на «Основы Python», весной закончил Python второго уровня.
Почему выбрал не курс по созданию игр?
Я сравнил программы, мне показалось, что на веб-дизайне она была полезнее для меня.
Кроме того, я не люблю игры, ни во что не играю, разве что на телефоне, когда совсем нечего делать. Не понимаю, зачем я буду тратить время и что мне это даст.
Что тебе понравилось на курсах и в программировании?
Курсы нравились сами по себе, мне приятно находится в Школе и атмосфера в ней.
Направление курсов я не выбирал, я записывался на все доступные курсы для детей. Мне хотелось учиться, так что выбирал из того, что есть.
Сейчас уже не пойду на детский курс, ведь я могу работать. Может быть, пойду на Node.js, курс уже для взрослых.
Ты закончил уже много курсов, а есть ли что-то интересное в школе?
Если говорить о программировании, то школьная программа не всегда соответствует современности. Например, в случае физики и математики, обновлять нечего, а вот на информатике — другое дело.
Там по программе мы изучаем считающийся устаревшим xHTML, и в программе есть неактуальные теги и технологии, которые на самом деле уже заменили на более новые и надежные.
Еще мне не очень интересны гуманитарные науки.
Как удавалось совмещать учебу в школе и курсы?
Курсы удобны тем, что идут по выходным, помню, что в какой-то год учебы ходил на кружок по физике и все равно успевал на курсы. А с домашними заданиями на курсах я справлялся быстро.
Летом же у меня было много свободного времени и я ходил на курсы в Школу.
Как удается сейчас совмещать школу и работу?
В офис я приезжаю по выходным. Сейчас я готовлюсь к поступлению и занимаюсь украинским языком, математикой, физикой и английским после занятий. Но я уже определился с предметами, так что занимаюсь ими, а не теми, которые мне не нужны.
Ты уже понял, чем хочешь заниматься?
Да. Скорее всего, буду заниматься «компьютерным» программированием, без программирования микроконтроллеров.
Когда ты начал работать?
Я попал на проект, который разрабатывали студенты и выпускники Школы Hillel.
Попал я туда случайно — мы на одном из курсов по Front-end в качестве примера разрабатывали страницу со списком дел. И я сделал так, чтобы он сохранялся на сервере. Преподавательница обратила на это внимание и пригласила меня в подростковую команду по разработке проекта.
Я в то время изучал PHP, но весьма поверхностно, Node.js я тогда не знал. Не могу сказать, что знаю его сейчас. Невозможно знать язык, потому что все время появляются новые фреймворки и библиотеки.
На проекте я начал писать бекенд на PHP, но потом мне все же понадобилась помощь ментора, а он практически не знал PHP, поэтому он предложил переписать всё на Node.js, тем более что и Школа его использует.
Так что я начал учить Node.js сам, у меня получилось сделать сервер, подключить базу данных, ВВ
После проекта я начал работать с Node.js сам, у меня была идея сделать свой хостинг, хотя потом оказалось, что это плохая идея — сделать хостинг на 100 мегабитном интернете и Raspberry Pi (одноплатный мини компьютер — прим. ред.)
Кроме того, я начал писать ботов для Telegram.
Один из моих одноклассников попросил меня сделать бота его знакомому администратору телеграм канала. У меня получилось, и я впервые заработал деньги. Через некоторое время я сделал еще бота, а в итоге у меня набралось человек 30 заказчиков за полтора года. Я начинал с примитивных ботов, потом они становились сложнее.
Благодаря им я продвинулся в изучении Node.js.
Как начал работать в Hillel?
Когда я делал эту камеру, у меня не получалось настроить работу веб-сокетов, я написал нашему ментору c проекта, он посоветовал использовать Socket.IO (библиотека для Node.js для удобной работы с сокетами — прим. ред.)
Я задавал еще вопросы: как лучше всего сжать изображение, при этом передать его в браузере, чтобы сэкономить трафик. Я рассказал ему о моей системе, которая состоит из трех устройств: камеры с серым (непостоянным — прим.ред.) IP, к которой из-за устройства сети мобильного оператора нельзя подключиться извне («пробросить» порт), промежуточного сервера, на котором находится веб-интерфейс для просмотра видео с камеры, и клиентского устройства.
Тогда у меня еще и была проблема с трафиком — я использовал SIM карту с безлимитным интернетом, но после 40 ГБ резалась скорость передачи данных. Я искал способ уменьшить трафик, но иметь возможность смотреть трансляцию. Потому что если просто передавать изображение, оно не будет сжато и будет иметь достаточно большой размер.
Отдельно можно сказать про камеру — конструкция позволяет ей вращаться на 180 градусов по горизонтали и 120 по вертикали.
Система очень понравилась преподавателю. Он, наверное, рассказал про нее Вадиму (Вадим Друмов, директор Школы Hillel — прим. ред.), потому что на следующий день он мне написал и пригласил приехать в Школу.
Но, как выяснилось, на собеседовании был еще главный разработчик Школы, Сергей Фомин. Он расспросил меня о моих проектах и о том, что мне интересно.
Спустя полтора месяца, как раз в начале лета, Вадим попросил номер мамы или папы, чтобы с ними поговорить о моей работе, мы приехали в Школу и сразу подписали все документы.
Как родители восприняли идею о работе?
Положительно. Они понимают, что мне это интересно. Переживали, что мне не хватит времени на лицей. Поэтому у меня свободный график, я могу прийти в любое время.
Когда работал летом, приходил в офис три дня в неделю, хотел и больше, но родители настояли, чтобы я отдыхал.
Во время учебного года приходить в офис в будние дни не получается, так что я работаю удаленно, в свободное от учебы время.
Какие планы на будущее?
Поступлю в Политех, а хотел бы продолжить работать тут, в Hillel.
Сейчас мне нравится программирование, нравится Node.js и JavaScript, может быть, попробую разработку приложения на Node.js или Dart.