Ну что ж, сегодня мы с вами поговорим про типы ИТ компаний. Да...да...у IТ компаний тоже бывают разновидности. Если вы думали, что IT компания — это уже такой вид компании, то вы глубоко заблуждались.
Мне хочется объяснить разницу между видами IT компаний простыми словами, «на пальцах», чтоб было доступно даже новичку. Ведь сконцентрировавшись на обучении любой специальности в сфере IT, молодой специалист часто не задумывается над тем, какое разнообразие компаний есть на рынке, какие нюансы следует знать при выборе места работы и чем занимаются айти компании.
Давайте сначала выделим основные виды IT бизнеса:
Product Companies, или Продуктовые компании
Outsource Companies, или Аутсорсинговые компании
Outstuff companies, или Аутстаф компании
Consulting Companies, или Консалтинговые компании
IT departments in non-tech companies, или IT отделы нетехнических компаний
На первый взгляд кажется, что общим у них является понятие «компания» и изготовление «продукта или проекта»....ну, и пожалуй всё... Но на самом деле это не все. Сейчас на простых и на личных примерах вы поймете уникальность каждой и отличия друг от друга.
Product Companies
Логичным будет умозаключение, что Продуктовые Компании занимаются изготовлением продукта.
Вы не могли не слышать о больших компаниях, у которых есть свои собственные продукты разного рода: мобильные и веб приложения, онлайн сервисы, социальные сети, интернет-магазины, антивирусы и многое другое.
Огромное количество людей пользуются результатами работы Продуктовых компаний, что приносит компаниям прибыль, а пользователям — ценность. Возьмём, к примеру, таких гигантов, как Google, Microsoft, Apple. Обычно компании «живут» своими продуктами, хотят улучшить их, наблюдают за их развитием, усовершенствуют их, следят за тенденциями, чтоб удержать текущих клиентов и привлекать новых.
Главным девизом в таких компаниях есть КАЧЕСТВО, а главным вопросов в работе «Как мы можем улучшить продукт?». Такие компании постоянно проводят маркетинговые исследования потребностей клиентов для улучшения и развития своих продуктов.
Преимущества:
Стабильная работа в одной компании
Вовлеченная работа в команде
Ориентирование на конечного пользователя, а не на заказчика и возможность чувствовать себя частицей продукта, которым пользуются огромное количество людей
Саморазвитие и самоусовершенствование вместе с развитием продукта
Творчество и новаторство приветствуются
Недостатки работы:
Однотипная работа, так как, возможно, на протяжении многих лет понадобится заниматься совершенствованием одного продукта данной компании
Если компания терпит убытки на рынке, то страдают и сотрудники. Компания зависит от рынка: спрос на продукт = прибыль компании. Если же по какой-то причине спрос падает (экономический кризис, конкуренты предоставили продукт лучше или дешевле) — компания терпит убытки
Сложно сменить команду даже в рамках этой же компании, так как чаще всего коллективы сосредотачиваются на своем проекте
Outsource Companies
Компании, которые разрабатывают продукты — приложения, ПО на заказ третьих лиц.
Сейчас почти любая сфера бизнеса имеет сайт, мобильное приложение, интернет-магазин, но при этом зачастую владельцы бизнесов могут быть не связаны с IТ сферой. Поэтому для создания, а также техподдержки любых сервисов нанимают аутсорсинговые IТ компании, которые выполняют разработку под ключ.
Как выбрать: продуктовая компания или аутсорс?
Преимущества:
Разнообразие сфер, проектов, продуктов и задач
Четко определены периоды, стоимости работ — работа по четкому плану и зарплата зачастую выше, чем в продуктовой компании
Этап перехода с Junior до Senior зависит от развития и опыта cпециалиста
Развитие hard skills, так как сегодня работаешь с мобильным приложением, завтра с игрой, а в следующий момент — над созданием маркетплейса или сайта
Джуниорам легче попасть в какой-то несложный проект аутсорсинговой компании по сравнению с продуктовой
Чаще всего удаленная форма работы
Чтоб компания имела прибыть и была успешной, достаточно иметь пару крупных заказчиков
Круг знакомств расширяется в связи с разными заказчиками и проектами
Недостатки:
Ориентирование не на продукт, а на желание заказчика
Попытки заказчика описать технические стороны продукта «нетехническим языком», при этом учесть все требования к продукту
Рамки определены не вашей компанией, а клиентом (заказчиком)
«Сделал продукт, сдал, забыл о нем» — чаще всего сотрудник не знает, какую пользу продукт приносит пользователю, и не наслаждается итоговым результатом своей работы, особенно работая хоть во многих, но при этом небольших проектах
Часто работа на скорость, иногда даже в ущерб качеству
Зависимость от заказов (отсутствие заказов — отсутствие прибыли)
Outstaff Companies
Аутстаффинговые компании предполагают «аренду» технических специалистов для работы на проекте клиента, но при этом он остаётся в штате своей ІТ компании.
То есть, какой-то бизнес может не нанимать себе в штат ІТ сотрудников, если они не нужны будут на постоянной основе. Найм через аутстаффинговую компанию происходит по контракту на определенный период для помощи другой компании или бизнесу.
Преимущества:
По окончанию контракта можно быть спокойным, что не остаешься «за бортом», так как возвращаешься в свою IТ компанию
IT специалист не «простаивает», пока нет проекта по его сфере знаний и умений, потому что ему заранее ищут работу наперед
Разнообразие компаний, проектов, сфер бизнеса
Прямое общение с заказчиком дает возможность избежать недопониманий из-за передачи информации через посредников
Платят и оценивают непосредственно за знания и навыки IТ специалиста
Недостатки:
Новички не так востребованы, поскольку нет времени вникать в процесс. В аутстаффинговых компаниях нужны навыки и знания, и к тому же заказчик ищет специалиста определенного уровня для выполнения задач, с которыми его внутренняя команда не справляется
Владелец «нанимающей» компании может абсолютно не разбирается в технологиях и, вероятно, не сможет качественно руководить командой
Много времени уходит на личное общение с клиентом
Возможны овер-таймы
Consulting Companies
Консалтинговые компании помогают ввести в использование уже готовые ПО, так же обеспечивают работу предприятия или его развитие с помощью использования IТ технологий, как с компьютерным оборудованием, так и программным обеспечением.
Преимущества:
Большие зарплаты, так как это долгий энергозатратный процесс, требующий полного погружения в дела и работу компании
Перспектива работы с крупной компанией и внесение своего вклада в ее работу
Недостатки:
- Повышенная стрессовость, так как необходимо часто убеждать клиента в вариациях работы его компании и того или другого ПО
- Представления клиента о внедрениях технологий могут не совпадать с реальными возможностями
- Частые командировки, если офисы компании расположены по разным городам
IT departments in non-tech companies
Сравнительно новое направление, которое начало распространятся и популяризироваться в связи с компъютеризированием бизнеса, развитием цифровых технологий во всех сферах жизни и бизнесе.
Можно сказать, что это объединение принципов продуктовой и аутсорсинговой компании: работа вроде и на заказчика, но при этом он один и в одной сфере; разработка может быть с нуля, но в то же время для работы сотрудников или клиентов этой же компании, этого же бизнеса.
Преимущества:
- Высокие зарплаты, как компенсация скучной работы для привлечения программистов и других IТ специалистов
- Четкие требования компании и возможность быть частью большой команды даже с другой сферы
Недостатки:
Однотипность задач
Подчиняются правилам основной компании (даже если она не связана с IT): дресс-код, культура, регламенты
В заключение скажу, что нет «хороших» или «плохих» типов компаний: все зависит от самого IТ-специалиста: от его предпочтений в работе, склада ума и характера.
Лично я работала как в Продуктовых, так и в Аутсорсинговых компаниях. И мне подходили оба формата. В продукте мне было интересно погружаться в развитие общего «детища», а в аутсорсе было круто общаться с новыми клиентами и развивать проекты в разных сферах.
Главное не забывайте — от того, интересно ли вам работать в той или иной компании зависит эффективность вашей работы и желание развиваться.