Как часто мы не задумываемся о пользе неожиданных сотрудничеств? Традиционно принято считать непримиримыми конкурентами вузы и компьютерные школы/академии/курсы. Традиционно принято критиковать друг друга. Традиционно принято считать, что найти общие интересы для таких организаций невозможно.
И вот ИТ-кластер Одессы убрал одно «невозможно» из ИТ-жизни Одессы. 27 января Компьютерная школа Hillel начала учебный курс Android Dev, на котором 2 места были бесплатно предоставлены преподавателям вузов. Мы разговариваем с Вадимом Друмовым, директором Компьютерной школы Hillel.
— Принято считать вузы и компьютерные школы непримиримыми конкурентами, а тут такой широкий шаг навстречу. Почему? Как появилась идея взять преподавателей вузов на свой курс?
— Мы не считаем, что вузы и компьютерные школы являются конкурентами. У нас разные аудитории и методики преподавания. Цель у всех учреждений, которые задействованы в IT-образовании, одна: увеличить количество IT-специалистов на рынке и повысить уровень их подготовки и квалификации. С инициативой организации обучения преподавателей вузов к нам обратилась Юлия Сулимова, глава IT-кластера Одессы. В декабре мы обсуждали эту идею, а в январе уже приступили к практической реализации. Мы понимаем, насколько важно преподавателям быть в течении новых технологий и курс от практикующих разработчиков им будет очень полезен. Поэтому полностью поддержали идею. IT-кластер провел анкетирование преподавателей, чтобы выяснить, какие направления наиболее актуальны для них. В ТОП-3 оказалась разработка под Android. Ближайший курс, который у нас стартовал, как раз был «Android Dev», и мы приняли решение, в качестве эксперимента, после прохождения вступительного тестирования пригласить на курс нескольких преподавателей. Обучение для них абсолютно бесплатное.
— На сегодня практически не оспаривается отставание преподавателей вузов в технологической подготовке. Польза от обучения на курсе Android Dev понятна. А как Вы считаете, может ли взаимодействие компьютерных школ и вузов стать взаимовыгодным (win-win)?
— Программы обучения Компьютерной школы Hillel посещают студенты технических вузов и не только. Обучая и студентов, и преподавателей, мы получаем фидбек с двух сторон, который помогает совершенствовать процесс и техники обучения в нашей школе. Что является безусловным плюсом для развития школы в целом и повышения качества обучения. Мы все прекрасно знаем о кризисе в высшем образовании нашей страны, есть ряд как прямых, так и косвенных причин, о которых Вы знаете лучше меня. Но мы точно уверенны, что посещение преподавателями вузов занятий от лучших специалистов топовых IT-компаний повысит уровень их квалификации. Улучшение на несколько процентов — это уже шаг вперед. Ведь из деталей складывается результат.
— Чем концептуально отличается обучение в вузах от обучения в вашей компьютерной школе, кроме того, что там преподают только практикующие специалисты?
— Да, у нас есть правило, что у нас преподают специалисты уровня не ниже Senior, в частных случаях бывают исключения. Кроме этого в процессе обучения мы нацелены на то, чтобы 60-80% курса занимала практическая работа. Используем LMS-системы для систематизации информации, которую получают студенты, чтобы всегда был онлайн-доступ к учебным материалам. В этом направлении в феврале у нас будет существенное обновление. Постоянно проводим анализ качества преподавания, стараемся оперативно реагировать на любые замечания и предложения как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Один из примеров динамических изменений: программу курса «Front-End» в Одессе мы меняли три раза за 2015 год. При том, что было движение с двух сторон: мы делали более актуальную программу, а с другой стороны наблюдали тенденции, что по некоторым темам программы часть ребят «просаживались» в процессе обучение. Мы выясняли причины и корректировали программу так, чтобы уменьшить эти отставания. В нескольких группах мы проводим эксперимент, нацеленный на увлечение выполнения домашних заданий, потому что от количества и качества выполнения домашних заданий зависит успешность обучения. Мы видим, что результаты хорошие, поэтому будем постепенно внедрять это повсеместно, так как это требует значительных капитальных вложений и трудовых затрат. Это если коротко! (смеется)
Конкурс на участие в курсе Android Dev выиграли доцент кафедры Информационных технологий и кибербезопасности Одесской национальной академии пищевых технологий Альфия Антонова и заместитель заведующего кафедры Информационных технологий Одесской национальной академии связи им. А.С. Попова Дмитрий Ларин. Мы пообщались и с ними.
Казалось бы, зачем учиться преподавателю? «Как преподаватель может учить других, если сам постоянно не учиться?» — вопросом на вопрос отвечает Дмитрий. «Учиться, чтобы всегда быть «на гребне волны», чтобы учить современных специалистов и специалистов будущих», - говорит Альфия. Почему же преподаватели готовы тратить свое время именно для того, чтобы познакомиться с разработкой под Android? «Андроид – это «современно», надо быть в курсе отличия от других разработок и освоить основные принципы этой разработки, чтобы обновить читаемые курсы и передать студентам новые знания», - говорить Альфия. «Разработка под Андроид – наиболее доступная по уровню вхождения и наиболее динамически развивающаяся ниша для разработчиков ПО для мобильных устройств», - вторит ей Дмитрий.
Все мы знаем, что на сегодня открыто много возможностей для самообразования. Не больше трех кликов мышки достаточно для того, чтобы дотянуться до любой информации. Учебные курсы от лучших университетов мира стали доступны любому пользователю Интернет, благодаря платформам MOOC. Почему же преподаватели заинтересовались очным курсом?
«Самостоятельно учусь много, постоянно, но по опыту знаю, что занятия по расписанию требуют большей дисциплины, отложить на «потом» нельзя. Это первое. Второе: обмен опытом, информацией с коллегами. Ознакомиться с методикой обучения на курсах» - говорит Альфия. Дмитрий считает: «Курсы дают более системный/эффективный подход к получению знаний/навыков, чем самостоятельное обучение. Происходит это - за счет появления «отрицательной обратной связи» (преподавателя/ментора), т.е. ошибки в понимании предмета выявляются и устраняются более раннем этапе. На курсах человек попадает в среду людей, заинтересованных в знаниях. Возникает эффект соревнования и взаимообучения». Ну что же, остается пожелать успеха всем участникам, а о результатах первой попытки мы узнаем через 4 месяца.
Как часто мы не задумываемся о пользе неожиданных сотрудничеств? Может быть настало время подумать об этом?