В детстве нас часто спрашивают, кем мы хотим стать, когда вырастем. Мы отвечаем — принцессой, рокером, полицейским, суперзвездой. Или попроще — врачом, учительницей, пожарным, актрисой.
Я не очень помню, что я отвечала в детстве, но даже на последнем курсе университета я не знала, кем хочу стать. Пробовала разные варианты, сферы, роли — и всё время чувствовала, что не то.
А теперь я стала тестировщиком, и знаете, мне это чертовски нравится!
Итак, что можно отвечать на вопрос «Почему вы решили стать тестировщиком»?
Считается, что круто быть программистом. Программисты — это такие удивительные люди, которые умеют превращать строчки унылого кода в безграничные игровые локации, безопасные банковские карты и стикеры с котиками. Со стороны среднестатистического гражданина всё это выглядит как магия. И если бы это действительно было так — тестировщики были бы не нужны.
Но, к счастью для нас, на деле процесс написания программы не имеет ничего общего с волшебством и рождается из совместных усилий большого количества людей.
Создание программных продуктов очень напоминает постройку дома. Есть заказчик, который «заказывает музыку», есть прораб (он же тимлид), есть архитекторы, инженеры, конструкторы. Они хорошо знают свою работу и, безусловно, сумеют построить здание по той картинке, которую им показал заказчик.
Казалось бы, чего проще, и зачем в этот процесс добавлять еще проверяющую комиссию, для чего нужно тестирование?
Так-то да, но проблемы начинаются в тот момент, когда:
- Заказчик не до конца знает, чего он хочет
- Разработчики уверены, что точно знают, чего хочет заказчик
И тут на помощь спешат Чип и Дейл-тестировщики. Именно они проверяют, чтобы в доме было отопление, двери открывались в нужную сторону, а стены были выкрашены в жёлтый, а не цвет детской неожиданности. Они внимательно сравнивают построенное с проектным, и при малейших отклонениях бьют тревогу — потому что, так или иначе, даже один крошечный жучок, поселившийся в стене, в итоге превратится в колонию термитов и сожрет весь дом вместе с содержимым.
Благодаря слаженной работе всех вышеперечисленных участников вероятность, что для исправления недочетов придется сносить всё, стремится к нулю. Максимум — обои переклеить.
Разработчики зачастую недолюбливают тестировщиков за то, что мы указываем им на их ошибки. Любой разработчик пишет идеальный код — это аксиома. Задача тестировщика — найти и выловить в идеальном коде все баги и ненавязчиво предъявить разработчику. Без дипломатии тут не обойтись.
Кроме дипломатии, работа QA требует внимательности, упрямства, и даже занудства, но в то же время от нас требуется безграничный полет фантазии на тему того, что может сделать юзер и может ли это сломать программу.
Увы, у юзеров фантазия всегда богаче — на моей практике был случай, когда пользователь с набором прав «мне только спросить» умудрился написать и сохранить число 50 в поле, где захардкожено «ничего, кроме нуля». Даже совместными усилиями всей команды мы не смогли воспроизвести этот финт ушами.
Так почему же классно быть тестировщиком?
Почему мне нравится работа тестировщика ПО? Что делает ее интересной?
Во-первых, тестировщики ведут коммуникацию и с девелоперами, и с бизнесом, и с пользователями — и это великолепная возможность изучить продукт со всех сторон, понимать ситуацию и изнутри, и снаружи, и заодно развивать soft skills.
Во-вторых, зачастую мы знаем продукт даже лучше самих разработчиков. Ведь в процессе тестирования приходится забираться в самые дальние уголки программы, нажимать самые хитроспрятанные кнопки и собирать все возможные данные. Мы пишем документацию с нуля, адаптируем кейсы, составляем баг-репорты, даже заглядываем в исходный код — а значит, знаем все слабые и сильные места, возможности и угрозы.
Рекомендуем курс по теме
В-третьих, очень часто именно за тестировщиком остается решающее слово — будет релиз продукта или нет. Власть (зловещий смех)!
И, конечно, ответственность. Не до конца проверенный продукт несет риски для заказчика, задержка релиза несет дополнительные расходы для исполнителя, поэтому соблюдение баланса важно, и тестировщики здесь далеко не последние люди.
В-четвертых, тестировщики используют великое множество инструментов в процессе работы — и это уже хорошие шаги для саморазвития и multifunctionality.
И, наконец, хороший QA специалист — это и аналитик, и менеджер, и стратег, и даже немного разработчик.
Говорят, «войти в айти» лучше всего через тестирование — я согласна с этим тезисом, но не потому, что это легко (это сложно и напряжно), а потому что с этого ракурса лучше всего видно все доступные сферы и возможности, которые скрываются за аббревиатурой IT.
Начав свою карьеру с тестирования, можно вырасти в классного девелопера, опытного бизнес аналитика или проджект менеджера.
Но если вы захотите остаться тестировщиком — это тоже будет КРУТО.
И если бы я в детстве знала, что существуют такие интересные люди, то диалог с ордой родственников на семейном празднике звучал бы так:
- Оля, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Тестиловщиком!!!
Ну а для выполнения детской мечты стать QA, онлайн курсы — всегда ответ.