Укр
Какой он — хороший стартап? Мнение основателя и инвестора.

Какой он — хороший стартап? Мнение основателя и инвестора.

  • 13 марта, 2018
  • читать 3 мин
Артем Гордадзе
Артем Гордадзе BDE в Dotcom Ventures Holding AG

Буквально «стартап» — путешествие в неизвестность. Предприниматели должны быть готовы с легкостью принимать как неоднозначность и изменчивость, так и разнообразные трудности.

Самое главное — знать, чего вы хотите и сфокусироваться на этом. Внимание и исполнение должны стать вашими лучшими друзьями в этом интереснейшем путешествии.

В этой статье собраны советы инвесторов и тех, кто имеет опыт создания стартапов.

Вот ключевые моменты, которые помогут структурировать ваши сумасшедшие идеи и составить реальный план проекта:

  • Стремитесь к реальному видению ситуации;

  • Получайте знания о том, как строить бизнес-процессы, распоряжаться бюджетом, прибылью и расходами. Вам нужны навыки в сфере финансов и менеджмента;

  • Больше настраивайтесь на сам процесс, нежели получение финансовой выгоды;

  • Придумайте идею, которая связана с вашей страстью и тем, что помогает людям;

  • Найдите ответ на самую большую собственную нужду;

  • “Сначала я узнаю, что нужно миру, а потом перехожу к изобретению”, — сказал Томас Эдисон;

  • Думайте и говорите о том, какую выгоду получит клиент, а не просто о функционале;

  • Постройте четкий бизнес-план. Вы должны понимать, откуда взялась каждая цифра в вашем бизнес-плане;

  • Считайте всё. Вы должны быть в курсе, откуда деньги придут и на что вы их потратите;

  • Осуществление — ключевой момент. Идея составляет лишь 5%;

  • Создайте великолепный продукт. В смысле продукт, который решит конкретную проблему;

  • Подумайте о потенциальной бизнес-модели (расходы на приобретение < потенциальной прибыли) с потенциалом для очень сильного и быстрого роста.

Создайте правильную команду. Нанимайте только тех, кто вам действительно нужен.

Есть большая разница между людьми, которые вам действительно нужны, и теми, которых вы хотите нанять.

  • Попытайтесь найти подходящих соучредителей, которых хорошо знаете;

  • Четко определите роль каждого из них;

  • Подпишите договор о соучредительстве;

  • Начинайте с испытательного срока;

  • Стройте команду энтузиастов, которая разделяет ваше видение (не нанимайте роботов);

  • Первые пару лет вы будете выживать на рынке. Будьте к этому готовы.

Разные виды стартапов

  1. Проект как сервис или программное обеспечение

  2. Создание новой сложной технологии

  3. Создание компании-производителя оборудования/интернета вещей.

Проект как сервис/программное обеспечение

Крутитесь как только можете!

  • Начинайте без аренды офиса;
  • Сами будьте программистом и привлекайте фрилансеров для сложных задач (Upwork вам в помощь). Не нанимайте людей. Ищите необходимых специалистов;
  • Создавайте продукт с минимальным функционалом  —  MVP;
  • Все инструменты производства сейчас бесплатны, возможно, для начала имеют пробный период :-) (Google docs, Skype, Trello и т.д.). Компьютер — всё, что вам нужно!;
  • У большинства крупных компаний есть программы для стартапов (Amazon, ZenDesk, SVB, Google, RackSpace и т.д.);
  • Итерация за итерацией, итерация за итерацией!;
  • Не собирайте деньги слишком рано;
  • На то, чтобы найти подходящий продукт, уходит много времени;
  • Думайте о рисках и готовьтесь потерпеть неудачу. Для разных ситуаций имейте наготове план “Б”.
У большинства крупныx компаний есть программы для стартапов

Создание новой технологии

  • Создайте команду соучредителей и экспертный совет;

  • Найдите потенциальных сотрудников;

  • Постарайтесь создать и показать прототип;

  • Продемонстрируйте свой опыт и профессионализм в данной области;

  • Найдите достаточное финансирование, чтобы запустить продукт на рынок.

Когда хотите найти финансирование, проанализируйте и подумайте, куда направиться: стать рисковым предприятием, обратиться к меценатам-инвесторам, банкам или прибегнуть к краудфандингу...

Подумайте о своих целях. Подумайте, чья вам нужна поддержка. Продумайте стратегию.

Компания по производству оборудования

  • Создайте команду из опытных людей, которые ранее участвовали в подобных проектах. Используйте свои организационные навыки;
  • Создайте прототип;
  • Найдите потенциальных клиентов /каналы, готовые сделать предзаказ;
  • Запустите проект на Kickstarter и Indiegogo;
  • Соберите минимум $1 млн после успешной кампании. Производство оборудования — это трудно и затратно.

Когда начинать искать финансирование?

  • Когда увидите, что ваш продукт отвечает на реально существующую потребность (и решите проблему удержания);
  • Когда вам хочется ускориться в одном направлении;
  • Когда нужно больше людей для обслуживания клиентов.

Когда НЕ нужно искать деньги

  • Когда вы всё ещё на стадии итерации;
  • Когда ещё не знаете, какой будет ваша компания через год;
  • Когда у вас не очень удовлетворенные клиенты;
  • Когда ищете деньги только потому, что вам нужна зарплата.

Что проверяют инвесторы прежде, чем вложить деньги в бизнес?

  • Насколько значительное и ясное у вас видение;
  • Отвечаете ли вы на реальную потребность? Ждут ли вас потенциальные клиенты?;
  • Вы знаете, как продвигать/продавать свою продукцию? Сколько вам нужно денег?;
  • Ваш опыт и опыт вашей команды + знание финансов и менеджмента;
  • Насколько технология инновационна;
  • Какой порог вхождения;
  • Нашли ли вы подходящую и самую лучшую команду, чтобы привести эту компанию к успеху;
  • Сколько месяцев продержится компания с текущими инвестициями;
  • Каким будет стартап после всех этих месяцев;
  • Как вы планируете использовать полученные деньги (высокие зарплаты, прекрасные диваны, большие офисы, дорогой менеджер по продажам, много путешествий и т.д.).

Пишите инвесторам по 3-5 строк с новостями каждую неделю.

Не лгите инвесторам до или после каждого раунда. НИКОГДА.

Распоряжайтесь деньгами инвесторов, как своими собственными.

И они станут вашими лучшими представителями.