Буквально «стартап» — путешествие в неизвестность. Предприниматели должны быть готовы с легкостью принимать как неоднозначность и изменчивость, так и разнообразные трудности.
Самое главное — знать, чего вы хотите и сфокусироваться на этом. Внимание и исполнение должны стать вашими лучшими друзьями в этом интереснейшем путешествии.
В этой статье собраны советы инвесторов и тех, кто имеет опыт создания стартапов.
Вот ключевые моменты, которые помогут структурировать ваши сумасшедшие идеи и составить реальный план проекта:
Стремитесь к реальному видению ситуации;
Получайте знания о том, как строить бизнес-процессы, распоряжаться бюджетом, прибылью и расходами. Вам нужны навыки в сфере финансов и менеджмента;
Больше настраивайтесь на сам процесс, нежели получение финансовой выгоды;
Придумайте идею, которая связана с вашей страстью и тем, что помогает людям;
Найдите ответ на самую большую собственную нужду;
“Сначала я узнаю, что нужно миру, а потом перехожу к изобретению”, — сказал Томас Эдисон;
Думайте и говорите о том, какую выгоду получит клиент, а не просто о функционале;
Постройте четкий бизнес-план. Вы должны понимать, откуда взялась каждая цифра в вашем бизнес-плане;
Считайте всё. Вы должны быть в курсе, откуда деньги придут и на что вы их потратите;
Осуществление — ключевой момент. Идея составляет лишь 5%;
Создайте великолепный продукт. В смысле продукт, который решит конкретную проблему;
Подумайте о потенциальной бизнес-модели (расходы на приобретение < потенциальной прибыли) с потенциалом для очень сильного и быстрого роста.
Создайте правильную команду. Нанимайте только тех, кто вам действительно нужен.
Есть большая разница между людьми, которые вам действительно нужны, и теми, которых вы хотите нанять.
Попытайтесь найти подходящих соучредителей, которых хорошо знаете;
Четко определите роль каждого из них;
Подпишите договор о соучредительстве;
Начинайте с испытательного срока;
Стройте команду энтузиастов, которая разделяет ваше видение (не нанимайте роботов);
Первые пару лет вы будете выживать на рынке. Будьте к этому готовы.
Разные виды стартапов
Проект как сервис или программное обеспечение
Создание новой сложной технологии
Создание компании-производителя оборудования/интернета вещей.
Проект как сервис/программное обеспечение
Крутитесь как только можете!
- Начинайте без аренды офиса;
- Сами будьте программистом и привлекайте фрилансеров для сложных задач (Upwork вам в помощь). Не нанимайте людей. Ищите необходимых специалистов;
- Создавайте продукт с минимальным функционалом — MVP;
- Все инструменты производства сейчас бесплатны, возможно, для начала имеют пробный период :-) (Google docs, Skype, Trello и т.д.). Компьютер — всё, что вам нужно!;
- У большинства крупных компаний есть программы для стартапов (Amazon, ZenDesk, SVB, Google, RackSpace и т.д.);
- Итерация за итерацией, итерация за итерацией!;
- Не собирайте деньги слишком рано;
- На то, чтобы найти подходящий продукт, уходит много времени;
- Думайте о рисках и готовьтесь потерпеть неудачу. Для разных ситуаций имейте наготове план “Б”.
Создание новой технологии
Создайте команду соучредителей и экспертный совет;
Найдите потенциальных сотрудников;
Постарайтесь создать и показать прототип;
Продемонстрируйте свой опыт и профессионализм в данной области;
Найдите достаточное финансирование, чтобы запустить продукт на рынок.
Когда хотите найти финансирование, проанализируйте и подумайте, куда направиться: стать рисковым предприятием, обратиться к меценатам-инвесторам, банкам или прибегнуть к краудфандингу...
Подумайте о своих целях. Подумайте, чья вам нужна поддержка. Продумайте стратегию.
Компания по производству оборудования
- Создайте команду из опытных людей, которые ранее участвовали в подобных проектах. Используйте свои организационные навыки;
- Создайте прототип;
- Найдите потенциальных клиентов /каналы, готовые сделать предзаказ;
- Запустите проект на Kickstarter и Indiegogo;
- Соберите минимум $1 млн после успешной кампании. Производство оборудования — это трудно и затратно.
Когда начинать искать финансирование?
- Когда увидите, что ваш продукт отвечает на реально существующую потребность (и решите проблему удержания);
- Когда вам хочется ускориться в одном направлении;
- Когда нужно больше людей для обслуживания клиентов.
Когда НЕ нужно искать деньги
- Когда вы всё ещё на стадии итерации;
- Когда ещё не знаете, какой будет ваша компания через год;
- Когда у вас не очень удовлетворенные клиенты;
- Когда ищете деньги только потому, что вам нужна зарплата.
Что проверяют инвесторы прежде, чем вложить деньги в бизнес?
- Насколько значительное и ясное у вас видение;
- Отвечаете ли вы на реальную потребность? Ждут ли вас потенциальные клиенты?;
- Вы знаете, как продвигать/продавать свою продукцию? Сколько вам нужно денег?;
- Ваш опыт и опыт вашей команды + знание финансов и менеджмента;
- Насколько технология инновационна;
- Какой порог вхождения;
- Нашли ли вы подходящую и самую лучшую команду, чтобы привести эту компанию к успеху;
- Сколько месяцев продержится компания с текущими инвестициями;
- Каким будет стартап после всех этих месяцев;
- Как вы планируете использовать полученные деньги (высокие зарплаты, прекрасные диваны, большие офисы, дорогой менеджер по продажам, много путешествий и т.д.).
Пишите инвесторам по 3-5 строк с новостями каждую неделю.
Не лгите инвесторам до или после каждого раунда. НИКОГДА.
Распоряжайтесь деньгами инвесторов, как своими собственными.
И они станут вашими лучшими представителями.