Образ работы в формате фриланса для многих людей полон иллюзий и заблуждений. Фрилансер — это не человек, лежащий на пляже с ноутбуком и бокальчиком ледяного коктейля. Это уж точно не сон до обеда и бесполезное шатание по квартире. Тогда что такое фриланс?
Фриланс — это про ответственность, дисциплину, высокий уровень внутренней мотивации, постоянное совершенствование, способность выстраивать эффективные коммуникации и достигать поставленных результатов. Один из важных моментов в работе фрилансера — это формирование экологичных и конструктивных взаимоотношений с заказчиком.
Давайте поговорим о том, как стать фрилансером.
Формирование стоимости услуг фрилансера
На момент, когда вы готовы взять на себя ответственность оказывать услугу, принимая взамен оплату, у вас должно быть четкое понимание того, что вы можете делать и какова стоимость этих работ. И, конечно, всю детальную информацию нужно изложить в электронном файле, который при необходимости может быть в любой момент отправлен заинтересованному лицу.
Бриф
Чтобы лучше понимать потребность заказчика, предложите ему заполнить бриф. В этом документе представитель компании (ФЛП) достаточно подробно и последовательно изложит информацию об организации, продукте, ее целях, задачах и ожиданиях от сотрудничества с вами.
Изучив документ, вы принимаете решение, что результаты, которые заказчик хотел бы получить, вам по силам и сам продукт интересен как фриланс. Это вы определяете перечень работ, которые необходимы в рамках данного сотрудничества, из личного опыта уже знаете, сколько это будет занимать рабочих часов, и отправляете заказчику документ с указанием стоимости работ.
Пакет документов
Получив подтверждение со стороны компании-заказчика, направляйте документ, который зафиксирует ваши договоренности: сроки выполнения работ и предоставления отчетов, контактные лица и метрики измерения результата, суммы оплат и их сроки. Лучший вариант, если это договор с подробным техническим заданием и спецификацией.
Конечно, дорогие фрилансеры, вокруг вас есть масса примеров, когда ваши коллеги работают, а договоренности есть только на словах. Но в таком случае вы создаете предпосылки для возникновения неприятных и конфликтных ситуаций. Ведь никто не застрахован от того, что люди могут что-либо забыть, а сотрудники компании могут сменить место работы, заказчики — поменять свои требования. В конце концов, люди регулярно лгут.
Выполняя описанные выше вещи, вы как фрилансер мудро и предусмотрительно удержите сотрудничество в конструктивном поле. Ведь когда все договоренности зафиксированы, сохранить личные границы обеих сторон можно, не уходя в негатив.
Рекомендуем публикацию по теме
Чек-лист для успешного фрилансера
1. Составьте список своих навыков и определите их стоимость прежде, чем начнете предлагать свои услуги.
2. Чтобы познакомиться с заказчиком и сориентироваться относительно задач, используйте бриф. Это простой инструмент, чтобы оценить объем работ и зафиксировать первичную входящую информацию.
3. Подготовьте пакет документов (договор, ТЗ, спецификации), который будет регулировать ваши взаимоотношения с заказчиком и сделает их понятными и прозрачными.
4. Всегда определяйте метрики, которыми будет измеряться результат. В разных проектах перед вами могут стоять разные задачи, поэтому метрики могут отличаться, но они всегда должны быть.
5. Будьте честны! С собой и своими заказчиками. Это отличный базис для формирования долгосрочного сотрудничества.
6. Развивайтесь и экспериментируйте!