Укр
NFT: обман или современное искусство

NFT: обман или современное искусство

  • 27 декабря, 2021
  • читать 10 мин
Мария Ломинская
Мария Ломинская Content Manager в Hillel IT School

NFT (Non-fungible tokens, незаменяемые токены) — феномен из мира криптовалют, который привлек внимание уже даже далеких от рынка людей. Но что такое NFT простыми словами?

Что такое NFT и как он работает?

NFT — это цифровой токен, зашифрованный подписью художника на блокчейне — базе данных, которая является основой криптовалют, таких как Bitcoin и Ethereum. Он позволяет продавцам и покупателям проверять подлинность и право собственности. NFT обычно используются для покупки и продажи цифровых произведений искусства и могут принимать форму GIF-файлов, твитов, виртуальных торговых карточек, изображений физических объектов, скинов видеоигр, виртуальной недвижимости и многого другого.

Дело в том, что виртуальное искусство сталкивается с уникальными проблемами, которых нет в физическом искусстве, поскольку его можно копировать и распространять любое количество раз в интернете, что снижает его ценность. NFT же гарантирует, что покупатель получит подлинный оригинал непосредственно от художника. Они также позволяют художникам самостоятельно продавать работы покупателям, что должно демократизировать рынок искусства. Инвесторы покупают цифровой актив и сам факт обладания артефактом, но при этом авторские права по-прежнему принадлежат создателю. Фактически, это вложение в дизайн и эстетику.

Уникальность NFT в том, что активы типа криптовалют взаимозаменяемы, то есть их можно обменять на другие идентичные, такой же стоимости, а двух одинаковых нфт картин не существует. Можно сказать, что NFT создают дефицит среди бесконечно доступных активов.

История NFT

Итак, откуда взялось это технологическое явление? Его история началась в 2014 году, когда создатель Кевин МакКой отчеканил токен NFT «Quantum» задолго до того, как появился рынок криптоискусства.

Quantum — это пиксельное изображение восьмиугольника, оно было продано на аукционе Sotheby's за более чем $1 400 000.

Кевин МакКой, «Quantum»

2012–2013: Colored Coins

Идея NFT возникла из Colored Coins, выпущенными на блокчейне Биткойн в 2012-2013 годах.

Colored Coins — это токены, которые представляют собой реальные активы в блокчейне и могут использоваться для подтверждения права собственности на любой актив, от драгоценных металлов до автомобилей и недвижимости, а также акций и облигаций.

Colored Coins открыли будущее для дальнейших экспериментов и заложили основу для NFT. Огромный потенциал помещения реальных активов в распределенные реестры был очевиден, но для реализации требовался более гибкий блокчейн.

2014: Counterparty

Counterparty — это одноранговая финансовая платформа и распределенный интернет-протокол с открытым исходным кодом, построенный на основе биткоин.

Платформа разрешила создание активов, имеет децентрализованный обмен и создала собственную валюту XCP. На ней было реализовано множество проектов, включая карточную игру с внутриигровой валютой, основанной на токенах, и даже торговлю мемами.

2017: Cryptopunks

Пока торговля уникальными мемами набирала обороты, Джон Уоткинсон и Мэтт Холл, создатели Larva Labs, создали уникальных персонажей, сгенерированных на блокчейне Ethereum. Всего криптопанков 10 000 штук, а каждый из них уникален.

Удивительно, но Уоткинсон и Холл разрешили любому обладателю кошелька Ethereum бесплатно получить Cryptopunk. Все 10 000 криптопанков были быстро розданы и попали процветающий вторичный рынок, где люди покупали и продавали их.

Недавно появился сервис cryptopunk.rent для аренды одного из криптопанков — заплатив владельцу, покупатель имеет право на 90 дней поставить персонажа себе на аватарку в соцсетях.

Если абстрагироваться от эпатажности этой идеи, можно поднять тему механизмов социализации — люди транслируют социальные сигналы, чтобы построить себе репутацию. Используя аватарку с криптопанком, человек демонстрирует свой вкус, принадлежность к эксклюзивному сообществу, осведомленность в трендах, да и просто то, что может себе это позволить.

Cryptopunks

После успеха криптопанков ожидаемо стали появляться десятки аналогов, и все пытаются предугадать, какой из них взлетит. Есть много других NFT-клубов, и очень популярных: Cool Cats, Bored Ape Jacht Club, Blitmap.

Обладание такими NFT, кроме высокого статуса в крипто-сообществе, предоставляет доступ в закрытый чат, который дает не только ощущение принадлежности к чему-то эксклюзивному, но и полезен для нетворкинга.

2017: CryptoKitties

А уже в 2017 году NFT стали мейнстримом вместе с появлением CryptoKitties.

CryptoKitties — это игра на основе блокчейна Ethereum, которая позволяет игрокам выращивать и обменивать виртуальных кошек.

Рост CryptoKitties совпал с бумом рынка криптовалют в 2017 году, что подлило масла в огонь. Люди бросились разводить и продавать виртуальных кошек, цена на некоторых достигала более $100 000.

Интересно, что игра стала настолько популярной, что платформа Ethereum не успевала обрабатывать запросы, и очередь на проведение транзакций увеличилась в шесть раз.

CryptoKitties

Современность: рекорды продаж NFT

В период с 2018 по 2021 год NFT постепенно становятся известны общественности и получат широкое распространение.

Вот несколько нашумевших продаж:

  • Первый в мире твит Джека Дорси, главы сети Twitter, был продан за $2,9 миллиона.
  • Современное искусство стало еще сложнее понять, когда компания Injective Protocol купила за $95 000 произведение Бэнкси и сожгла ее в прямом эфире в Twitter, чтобы создать NFT и продать произведение на аукционе.
  • Создатель интернета Тим Бернерс-Ли продал его исходный код в виде NFT токена на аукционе Sotheby's за $5,4 миллиона.
  • Поставлен рекорд стоимости NFT произведения — более $69 миллионов за работу художника Майка Винкельмана «Everydays: The First 5000 Days», которая представляет собой коллаж из пяти тысяч картинок, которые художник ежедневно публиковал с 2007 года.
Майк Винкельман, «Everydays: The First 5000 Days».

Как с NFT работают бренды

Тренд перестает быть нишевым, когда его начинают использовать бренды.

Вот например, Nike приобрела студию RTFKT, специализирующуюся на игровых движках, NFT и дополненной реальности для создания виртуальных продуктов. До этого студия уже успела поработать над несколькими успешными проектами. Так, совместно с художником FEWOCiOUS была выпущена серия NFT-кроссовок. Партия из 600 экземпляров была продана за 6 минут, а с продажи превысили $3,1 млн.

А Adidas создала NFT в партнерстве с Bored Ape Yacht Club, Punks Comics и криптоэнтузиастом GMoney. Покупка NFT предоставляла владельцам доступ к особым физическим товарам, таким как толстовка и спортивный костюм, а также к новым цифровым возможностям. Однако физические товары не будут доступны до 2022 года, поэтому покупатели, по сути, просто делали дорогие предварительные заказы на одежду.

Не обошлось без проблем: несмотря на ограничение в виде не более двух NFT на покупателя, один пользователь смог приобрести 330 NFT за одну транзакцию, используя индивидуальный смарт-контракт. Примерная прибыль от такой махинации составляет $600 000.

Right Click, Save As

Каждая новая субкультура в конечном итоге развивает свой собственный язык и обрастает мемами.

Одним из них стало выражение «Right Click» или «Right Clicker Mentality».

Для того, чтобы хвастаться своими покупками за сотни тысяч долларов, владельцы NFT ставят их на аватарки. Конечно, из-за этого возникает проблема «правой кнопки мыши», ведь любой человек может кликнуть по изображению, сохранить его и точно так же поставить себе на аватарку.

Для поклонников NFT «ментальность правой кнопки» — это про человека, который не понимает NFT и никогда не поймет, что просмотр произведения искусства в интернете отличается от того, чтобы обладать сертификатом собственности на него. Можно даже сохранить его в виде JPEG, но самим произведением владеть может только держатель сертификата.

Яркий пример философии NFT — это твит от энтузиаста, который обратил внимание на статью о приготовлении стейка в стиле Salt Bae (повара из мема, который необычно солит стейк), но не за €1750, как в ресторане повара, а за €75. Такой подход пользователь назвал типичным примером менталитета райт-кликеров, которые не понимают, за что обеспеченные люди переплачивают.

Это отличный пример менталитета райт-кликера. Конечно, вы можете приготовить свой собственный стейк, покрытый золотом, за 65 фунтов стерлингов, но тогда вы не получите то удовольствие, тот флекс, которые приходят от еды в ресторане Salt Bae's. Ценность не в стоимости стейка.
Давай, сделай себе дома стейк, покрытый золотом. Размести пост в Instagram. Посмотри, какое влияние это тебе даст. Блюдо Salt Bae стоит 1500 фунтов стерлингов, потому что люди хотят платить 1500 фунтов стерлингов, чтобы продемонстрировать, что они могут позволить себе заплатить такую сумму. Все дело во флексе.

Впрочем, высмеивающий эту ментальность твит собрал куда больше реакций.

Представители сообщества райт-кликеров в свою очередь говорят, что NFT имеют ценность только потому, что каждый, кто владеет ими и торгует ими, согласен с их ценностью. Сохраняя и публикуя NFT в свободном доступе, они будто бы показывают, что король на самом деле голый, и всё, что происходит в мире искусства, которое не существует в физическом виде, — обман.

Энтузиасты NFT, использующие термин «щелчок правой кнопкой мыши» как уничижительный для описания людей, которые рационально полагают, что сохранить изображение лучше, чем сжечь планету, чтобы получить его, — это самая чертовски смешная и самая смертельная онлайн-вещь, которую я когда-либо видел за весь год.

Что будет дальше с крипто артом?

Такая концепция, как NFT искусство, всего несколько лет назад была небольшим экспериментом. Теперь NFT представляет многомиллиардные сообщества, которые объединяют в себе дизайн и экономику.

Однако с NFT уже связывают некоторые проблемы.

Художники на начальных этапах, могут действительно много заработать. Но в будущем этот рынок может стать закрытым для широкой общественности, как сейчас закрыт выход на престижные аукционы. Связи, известность и финансовые ресурсы так и останутся решающим параметром покупки токенов конкретного художника. Есть, впрочем, и другая проблема, с которой сталкиваются художники — создание токена стоит от $70 до $100, что иногда дороже самой работы. Соответственно, для того, чтобы выставить свою работу на NFT аукцион, необходимо вложить средства, и неизвестно, окупится ли это вложение.

К тому же, NFT не гарантируют никакого соблюдения существующих прав интеллектуальной собственности. Уже есть примеры NFT, созданных на основе чужой интеллектуальной собственности. Анонимный характер NFT затрудняет борьбу с кражами, а модерация в сообществах оставляет желать лучшего.

Есть мнение, что самые крупные продажи на самом деле связаны с тем, что продавец продает NFT самому себе с помощью другого кошелька. Таким образом продавец пытается убедить других участников торгов, что токен стоит больше, чем на самом деле. Идентификаторы кошельков не привязаны к именам и способствуют разжиганию фальшивой шумихи.

NFT, как и биткоин, основываются на огромном количестве вычислительных ресурсов, что означает огромное потребление электричества. Сейчас на одну транзакцию Bitcoin приходится примерно 694 киловатта электроэнергии. Примерно столько же энергии тратит средняя семья в США в течение 24 дней. Использование криптовалют значительно увеличивает мировое потребление электроэнергии.

В журнале Nature команда исследователей опубликовала данные, согласно которым только 1% NFT был продан за более чем $1594, в то время как 75% объектов стоили не больше $15.

Впрочем, для энтузиастов есть и хорошие новости — согласно исследованию, после первоначального быстрого роста в конце 2017 года, когда коллекция CryptoKitties приобрела мировую популярность, размер рынка NFT оставался практически стабильным до середины 2020 года, но начиная с июля 2020 года, рынок переживает резкий рост, при этом общий ежедневный объем торгов стал в 150 раз больше.

Рекомендуем публикацию по теме